Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-июнь 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-июнь 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С нашего последнего обзора в 2020 году количество мигрантов в России продолжает расти. Согласно последним данным на 2023 год, количество прибывших иностранных граждан, работающих или проживающих в России, составляет впечатляющую цифру.

Законодательство в сфере миграции

Законодательство России в сфере миграции регулирует вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны.

Основные законы, регулирующие миграцию:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграции в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О вступлении в силу Конвенции о правах мигрантов и членов их семей».

Основные принципы законодательства в сфере миграции России включают:

  1. Равные права и обязанности для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России;
  2. Порядок оформления разрешений на пребывание и трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с миграционным законодательством;
  3. Борьбу с нелегальной миграцией и незаконным трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства;
  4. Право на судебную защиту для иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае нарушений их прав и законных интересов в сфере миграции.

Миграционное законодательство России также предусматривает возможность получения статуса беженца или выдачи документов для временного прибывания иностранных граждан и лиц без гражданства по различным категориям.

Примечание: Вся информация предоставлена на основе действующих законов Российской Федерации на 2023 год и может быть изменена и дополнена в соответствии с правовой практикой и решениями компетентных органов.

Экономическое влияние миграции в России

Миграция играет значительную роль в экономике России, внося важный вклад в различные сферы деятельности. Прибытие мигрантов в страну оказывает положительное влияние на рынок труда, инвестиции и экономический рост в целом.

1. Рынок труда:

Мигранты активно участвуют в рабочем процессе и занимают востребованные низкоквалифицированные рабочие места. Они часто работают в сферах, где не хватает местных работников, таких как строительство, сельское хозяйство, гостиничный бизнес, бытовые услуги и другие.

2. Инвестиции:

Миграция также способствует притоку иностранных инвестиций в Россию. Зачастую мигранты имеют опыт работы и контакты в других странах, что создает условия для привлечения иностранных компаний и капитала в различные секторы экономики.

3. Экономический рост:

Повышение числа мигрантов в стране способствует росту внутреннего потребления и различных секторов экономики. Мигранты, особенно с хорошим уровнем дохода, вносят свой вклад в развитие розничной торговли, услуг общественного питания, медицинского обслуживания и других отраслей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что миграция имеет положительное экономическое влияние на Россию. Однако важно учитывать, что эффекты миграции могут быть разнонаправленными и должны контролироваться государством в соответствии с социально-экономическими потребностями страны.

Предварительные прогнозы на 2023 год

Согласно аналитическим данным, количество иностранных граждан, проживающих в России, будет продолжать расти к 2023 году. Этот рост связан с увеличением экономического потенциала России, в том числе в области делового туризма и образования.

В соответствии с предварительными прогнозами, в 2023 году в России будет проживать около 5 миллионов иностранцев. Большинство из них будут сосредоточены в крупнейших городах страны, таких как Москва и Санкт-Петербург. Среди основных групп иностранных граждан будут китайцы, украинцы, казахстанцы, таджики и узбеки.

Ожидается, что увеличение численности иностранных граждан, проживающих в России, будет способствовать развитию экономики страны, в том числе за счет увеличения объема иностранных инвестиций. Кроме того, это также приведет к укреплению международных культурных связей и расширению культурных обменов и контактов между людьми из разных стран.

Прогнозируемый динамик роста количества иностранных граждан в России
Год Количество иностранных граждан в России
2020 4 500 000
2021 4 700 000
2022 4 900 000
2023 5 100 000

Несмотря на рост количества иностранных граждан, проживающих в России, возможны некоторые вызовы и проблемы, такие как необходимость решения вопросов легализации трудовых мигрантов и защиты прав иностранцев. Однако, становление России в качестве более открытой и глобализированной страны в мире является важным шагом в развитии экономики и культурных связей с другими странами.

В целом, прогнозируемый рост численности иностранных граждан, проживающих в России, отражает позитивные тенденции в экономике России и ее международных взаимодействиях в области культуры и бизнеса.

Последствия увеличения количества иностранцев в России

Демографические изменения. Увеличение количества иностранных граждан в России может привести к демографическим изменениям. Возможна уменьшение доли русского населения и рост количества представителей других национальностей. Также может произойти рост числа многодетных семей, особенно в семьях, где один из супругов является иностранцем.

Экономический рост. Увеличение количества иностранных граждан может привести к экономическому росту. Они могут приносить дополнительные средства в экономику России, например, через инвестиции или создание новых рабочих мест. Кроме того, иностранные граждане могут стать предпринимателями и создавать новые бизнесы, что также будет способствовать росту экономики.

Политические изменения. Увеличение числа иностранных граждан может привести к изменениям в политической и социальной сфере. Они могут повлиять на законодательство, международные отношения и общественный дебаты. Кроме того, иностранные граждане могут оказывать влияние на политический процесс в России, например, через участие в выборах или создание социальных движений. Этот процесс может влиять на зарубежную политику России и ее международное положение.

  • Увеличение культурного разнообразия.
  • Усиление международных связей.
  • Изменение национальной идентичности.
  • Рост криминальной активности.
Последствия Описание
Увеличение культурного разнообразия Иностранные граждане могут приносить новые культурные традиции и обычаи в Россию. Это может способствовать разнообразию и обогащению культурной среды страны.
Усиление международных связей Увеличение числа иностранных граждан может способствовать укреплению международных связей России с другими странами. Они могут стать мостом международного сотрудничества и способствовать развитию торговых и культурных отношений.
Изменение национальной идентичности Увеличение числа иностранных граждан может привести к изменению национальной идентичности. Россия может обрести новую многокультурную идентичность, которая может быть как позитивно, так и негативно воспринята населением.
Рост криминальной активности Увеличение числа иностранных граждан в России может способствовать росту криминальной активности. Они могут быть источником преступлений, таких как мошенничество, незаконное пребывание или торговля наркотиками.

Страны, которые были наиболее востребованы для миграции

Согласно миграционной статистике на 2023 год, некоторые страны были наиболее привлекательными для иммигрантов.

  • Канада. Канада является одной из наиболее миграционно активных стран мира. Ее иммиграционная политика считается одной из наиболее прогрессивных и дружелюбных в мире.
  • Австралия. Австралия предлагает разнообразные иммиграционные программы, включая программы для работников, студентов и бизнесменов. Также страна является одной из наиболее красивых в мире и имеет привлекательный климат.
  • США. США является одной из самых многонациональных стран мира, что делает ее привлекательной для иммигрантов. В США существует множество иммиграционных программ, которые позволяют получить гражданство или работу в стране.
  • Германия. Германия предлагает высокое качество жизни и относительно высокие доходы в сравнении с другими странами Европы. Кроме того, немецкая экономика является одной из самых развитых в мире, что делает ее привлекательной для профессионалов и бизнесменов.
Читайте также:  Нормативы потребления электроэнергии в городах России в 2023 году

Количество мигрантов, прибывших по учебным визам в 2023 году

В 2023 году количество мигрантов, приехавших по учебным визам, продолжает увеличиваться. Ожидается, что в этом году число студентов-мигрантов достигнет новых высот и превысит результаты прошлых лет.

Данные о количестве прибывших мигрантов по учебным визам на 2023 год пока остаются предметом прогнозов, но уже сейчас можно сделать несколько выводов на основе последних исследований. Согласно отчету Международной организации по миграции, в 2022 году количество иностранных студентов в мире превысило 7 миллионов человек, что является новым рекордом. Из них около половины едут в США, Канаду, Великобританию и Австралию.

Также следует отметить, что количество выданных учебных виз в разных странах существенно различается. Однако некоторые эксперты прогнозируют, что в связи с ситуацией с COVID-19 и переходом на онлайн-образование, в 2023 году увеличится число мигрантов, которые будут обучаться удаленно в высших учебных заведениях других стран.

В целом, можно сказать, что количество мигрантов, прибывших по учебным визам в 2023 году, продолжит увеличиваться и будет зависеть от различных факторов, таких как изменение миграционной политики стран, развитие онлайн-образования и т.д.

Тенденции в миграционных потоках в 2023 году

Согласно прогнозам, в 2023 году миграционные потоки будут продолжать изменяться, отражая глобальные социально-экономические тенденции и политические события.

Увеличение числа трудовых мигрантов. С одной стороны, продолжится увеличение числа трудовых мигрантов, особенно в развитых странах. Это связано с общим дефицитом рабочей силы и потребностью в квалифицированных специалистах. С другой стороны, возможны изменения миграционной политики определенных стран, что может повлиять на число трудовых мигрантов.

Увеличение числа беженцев и лиц, ищущих убежища. Вследствие роста геополитических конфликтов и экологических катастроф возможно увеличение числа беженцев и лиц, ищущих убежища. Это может иметь множество причин, например, увеличение числа климатических беженцев, конфликты в Сирии, конфликты на Ближнем Востоке и другие проблемы.

Различия в миграционных потоках в зависимости от региона. Необходимо учитывать, что миграционные потоки в разных регионах могут существенно отличаться. Например, в Европе увеличение числа беженцев может оказывать существенное влияние на общее количество мигрантов, тогда как в Азии и других регионах важную роль могут играть трудовые мигранты.

Важность сбора и анализа миграционных данных. С учетом изменяющихся тенденций необходим более глубокий анализ миграционных потоков и обновление существующих баз данных. Надежная миграционная статистика позволит сформировать более эффективные политические решения и меры по управлению миграционными процессами.

Как подготовиться: принцип и ход проверки

Чаще всего в компаниях в Москве и области проводятся выездные проверки с присутствием сотрудника миграционной службы.

Вот примерный сценарий обычной выездной проверки:

  • Появление в офисе сотрудника миграционной службы, ответственного за проведение проверки;
  • Сотрудник представляется руководителю организации или лицу, его замещающему, предъявляет служебное удостоверение и подлинник приказа на проведение проверки. Копию приказа вручает представителю организации (пункт 10 Регламента)

Если сотрудники миграционной службы пришли без приказа или в нем указаны иные проверяющие, проверка будет считаться незаконной, а проверяющих не должны пропускать в офис.

  • Контролеры могут проверить любого иностранного гражданина и лиц без гражданства, которые находятся на территории организации (п. 11 Регламента);
  • Сотрудники могут посмотреть трудовые договоры с мигрантами или договоры о выполнении работ (оказании услуг) и разрешения на работу;

Иностранный работник должен быть готов ответить на вопросы проверяющих о цели прибытия на территорию России!

  • Сотрудники могут проверить все остальные документы организации;
  • Если организация нарушила миграционное законодательство, представитель миграционной службы составляет протокол об административном правонарушении;
  • Если проверяющие считают, что обнаружили признаки уголовного преступления, они составляют рапорт на имя руководителя территориального подразделения органа внутренних дел и передают его в дежурную часть;
  • По итогам проверки сотрудник, ответственный за ее проведение, составляет рапорт на имя руководителя, подписавшего распоряжение (п. 19 Регламента).

Статистика депортации мигрантов в июле 2023

Июль 2023 года стал периодом активной депортации нелегальных мигрантов из разных стран. Согласно последним данным, в этом месяце было депортировано значительное количество мигрантов, что привело к росту общего числа депортированных за год.

Статистика показывает, что в июле 2023 года количество депортированных мигрантов достигло рекордного значения. Это свидетельствует о серьезных усилиях правительств разных стран бороться с нелегальной миграцией и поддерживать закон и порядок.

Основными причинами депортации мигрантов в июле 2023 года стали нарушение миграционного законодательства, пребывание в стране без необходимых документов, а также участие в преступной деятельности. Власти стремятся установить строгий контроль над миграционным процессом и предотвратить нелегальные действия мигрантов.

Депортация мигрантов в июле 2023 года проходила с соблюдением всех законных процедур и прав мигрантов. Они были предупреждены о своих правах и возможности обжалования депортации. Также были предоставлены услуги для возвращения в их страны происхождения с учетом безопасности и благополучия.

В целом, статистика депортации мигрантов в июле 2023 года указывает на настойчивые усилия правительств в борьбе с нелегальной миграцией и поддержании законопорядка. Дальнейшее изучение этой статистики поможет разработать более эффективные меры и стратегии для управления миграционными потоками и обеспечения безопасности и стабильности в странах.

Перспективы депортации мигрантов в июле 2023

В июле 2023 года ожидается продолжение усиления мер по депортации нелегальных мигрантов. В свете растущего общественного давления и необходимости обеспечения безопасности страны, правительство принимает решительные меры для сокращения незаконного пребывания и приведения порядка в сфере миграции.

Согласно последним статистическим данным, количество депортированных мигрантов в июле 2023 года может значительно увеличиться по сравнению с предыдущими месяцами. Власти страны активизируют свою деятельность, проводя обширные операции по выявлению и задержанию нелегальных мигрантов. Такие операции осуществляются совместно с правоохранительными органами и миграционной службой, что позволяет усилить контроль и эффективность процесса депортации.

Ожидается, что в июле 2023 года будет усилено сотрудничество с другими странами в сфере миграции. Проведение совместных операций и обмен информацией позволит более эффективно выявлять и депортировать нелегальных мигрантов. Также ожидается принятие новых законов и мер, направленных на облегчение процесса депортации и ужесточение наказания для нарушителей миграционного законодательства.

Важным аспектом перспектив депортации мигрантов в июле 2023 года является сотрудничество с международными организациями. Правительство страны активно взаимодействует с ООН, Европейским союзом и другими международными структурами для обмена опытом и координации действий в сфере миграции. Это позволяет создать единые стандарты и подходы к депортации мигрантов, а также снизить риски для всех сторон, включая самих мигрантов.

В целом, перспективы депортации мигрантов в июле 2023 года свидетельствуют о решительном и системном подходе правительства к проблеме незаконной миграции. Усиление контроля, сотрудничество с различными структурами и принятие новых мер позволят более эффективно бороться с незаконным пребыванием мигрантов и обеспечить безопасность страны.

Заболевания и гигиена — проблемы, связанные с миграцией

Миграция населения влияет на состояние здоровья и гигиеническую ситуацию в стране. Прибывающие мигранты могут быть носителями опасных инфекционных заболеваний. Недостаточный контроль над их медицинским состоянием и низкая осведомленность мигрантов о собственном здоровье создают риск для общества в целом. Внесение инфекционных заболеваний из других стран может привести к увеличению числа случаев заболеваний в России.

Читайте также:  Размер госпошлины за договор дарения

Особую озабоченность вызывают такие заболевания, как ВИЧ/СПИД, туберкулез и гепатит. Статистические данные показывают, что среди мигрантов количество случаев данных заболеваний выше, чем у местного населения. Эти цифры заставляют задуматься о необходимости принятия более жестких мер контроля и медицинской проверки мигрантов при их прибытии в страну.

Кроме того, вопрос гигиены также является актуальным при миграции населения. Многие мигранты приезжают из стран с низким уровнем санитарии и гигиены. Несоблюдение правил личной и общественной гигиены может привести к распространению инфекционных заболеваний и созданию эпидемической ситуации в стране.

Недостаток государственной поддержки и необходимость контроля

Ситуация с миграцией в России требует внимания и внесения изменений в соответствующую политику. Недостаточная государственная поддержка мигрантов и отсутствие эффективных механизмов контроля имеют свои отрицательные последствия.

Цифры, отражающие миграционные процессы, заставляют задуматься о необходимости изменений. Большое количество тех, кто уехал из России, возвращается обратно. Это указывает на отсутствие стабильной и привлекательной среды для мигрантов, что может отрицательно сказываться на развитии и экономике страны.

Необходима более активная роль государства в поддержке мигрантов, а также контроле их деятельности. Государственные программы, направленные на адаптацию и социальную поддержку мигрантов, помогут создать благоприятные условия для их интеграции и развития в стране.

Однако, вместе с поддержкой, необходим контроль за миграцией. Это связано с угрозами, которые могут нести неконтролируемые и незаконные мигранты. Обеспечение безопасности и общественного порядка — основные задачи государства в контексте миграционных процессов.

Таким образом, недостаток государственной поддержки и необходимость контроля являются важными аспектами, которые требуют внимания и принятия соответствующих мер. Разработка эффективной политики в области миграции — ключевой фактор для решения проблем, связанных с миграцией, и создания благоприятной среды для всех участников этого процесса.

Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ

Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:

  1. Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
  2. Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.

Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.

Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.

К ним относятся:

  • лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
  • лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
  • граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
  • граждане со статусом «лишенные свободы».

От постановки на миграционный учет освобождаются:

  • члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
  • то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
  • пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
  • путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.

Временно пребывающие в РФ иностранцы получили право на ОМС

По новому миграционному закону², с 1.01.2023 г. все иностранные граждане и лица без гражданства смогут подавать заявку на подключение к системе обязательного медицинского страхования. Раньше только некоторые категории граждан имели возможность оформить бесплатный полис ОМС (граждане ЕАЭС, Беларуси и беженцы).
Для того, чтобы получить такой полис, иностранец должен проработать в России на законных основаниях не менее 3 лет, и его работодатель обязан платить страховые отчисления все это время. Таким образом, первое заявление на полис ОМС иностранные граждане смогут подать не ранее 1 января 2026 года.

Изменение НДФЛ платежа по патенту на работу в 2023 году

1 января 2023 по Приказу Минэкономразвития № 573 от 19.10.2022 г.⁵ изменился размер ежемесячного авансового платежа по патенту на работу. Точнее, был установлен новый коэффициент-дефлятор на 2023 год. Теперь он составляет 2,270.
Согласно новому указу для мигрантов, размер налога на патент устанавливается индивидуально для каждого региона РФ. Узнать его размер можно на сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы», выбрав «Расчет стоимости патента». Платить его нужно на счет Управления Федерального казначейства по Тульской области, вне зависимости от того, в каком регионе вы проживаете и работаете. Несвоевременная оплата приводит к аннулированию патента – будьте внимательны.

Go North! Долгий путь мигранта

Собственно трудовая миграция началась только в начале 2000-х. В 1990-е миграция из бывших союзных республик шла по программе переселения соотечественников, которых стали открыто оттуда выживать. К началу нынешнего века этот ручеек, который, казалось, должен был иссякнуть, вдруг становится полноводной рекой. Экономический рост России, хорошо заметный по росту благосостояния, составлял такой наглядный контраст с положением среднего класса в странах СНГ, что по уже описанному выше механизму «рыба стала искать, где глубже». Первые трудовые мигранты вспомнили, что они «рождены в СССР», и освоили переезд по упомянутой программе возвращения соотечественников.

Но тогда это были люди, «отягощенные» советским высшим образованием, с прекрасным знанием культуры и языка, квалифицированные специалисты: обанкротился завод, негде стало работать, поехали в Россию. Системы организованного набора иностранных рабочих еще не существовало, и они осваивали любую доступную работу. Типичный монолог на АЗС в те годы был такой: «Я там был инженером на заводе, но здесь на автозаправке в разы больше получаю». Уже тогда ехали по двум основным причинам — постоянная работа для себя и хорошее образование для детей.

Государство отреагировало в 2002 году, когда был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в России — он работает до сих пор и является одним из базовых в миграционном законодательстве. Чуть позже трудовая миграция стала массовой: гастарбайтеры заняли ниши низкоквалифицированного труда, считавшиеся у местных малопрестижными. Но даже в очевидно изменившихся условиях миграционная политика оставалась хаотичной. В 2016 году расформировали Федеральную миграционную службу, а ее функции передали ГУ по вопросам миграции при МВД. Многие специалисты считают, что это была ошибка. ФМС охватывала все сферы миграционных проблем, в то время как МВД занимается преимущественно вопросами учета и контроля, проводит депортации, то есть выполняет полицейские функции, далекие от вопросов адаптации и интеграции мигрантов.

Очевидно, что тогда не приняли в расчет главное: характер трудовой миграции изменился кардинально. Если первые трудовые мигранты из Средней Азии были типичными «вахтовиками»: приехал, отработал сезон, заработал и вернулся домой, — то с 2010-х годов гастарбайтеры уже ехали с прицелом получить гражданство РФ. В многонациональной стране против этого никто особенно не возражал, но задачи управлять потоком жизнь ставила уже другие. Если «вахтовикам» было достаточно немного знать русский язык и вести себя прилично с учетом культуры другой страны, то потенциальных новых граждан необходимо было глубоко и системно интегрировать в общество. В функции учета и контроля это никак не входило. Государство оказалось не готово на законодательном и практическом уровне вводить программы ассимиляции нового населения.

По следам «первопроходцев» ринулись их семьи, родственники, друзья и знакомые — ехали целыми аулами. Сегодня основной поток трудовых мигрантов идет из четырех стран (по убывающей): Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По статистике МВД, в доковидные 2017‒2019 годы количество постановок на миграционный учет выросло с 17 до 19 млн иностранных граждан — это всех, включая туристов, студентов и беженцев. Большая часть из Средней Азии: из Узбекистана — 4,8 млн, из Таджикистана — 2,8 млн человек. Из этого общего числа в 2019 году целью приезда указали работу 5,8 млн человек, но это не учитывая тех, кто не указал такой цели и работает нелегально.

Еще порядка двух миллионов приехало из Кыргызстана — сколько из них на работу, сказать трудно, так как Кыргызстан входит в ЕАЭС и для устройства на работу гражданам этой страны не нужно получать трудовой патент, достаточно трудового договора (то же касается трудовой миграции из Казахстана).

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Московской области в 2023 году

Трудовым мигрантам из безвизовых стран, в число которых входят Таджикистан и Узбекистан, необходимо получить патент, а для этого в графе «Цель прибытия в страну» указать: «работа». Если человек пишет, что прибыл для учебы или туризма, патент ему не выдадут. Но значительная часть въехавших работает нелегально, то есть трудовая миграция более массовая, чем указано в миграционных картах.

Во время пандемии, в 2020 году, количество фактов постановки на миграционный учет упало до 9,8 млн. А в послековидный период и до сих пор идет постоянный рост: в 2021 году приехало 13,3 млн, в 2022-м — 16,8 млн иностранных граждан. В прошлом году легально на работу приехало 3,5 млн человек. Руководитель ГУ по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова упоминала цифру еще в 2,5‒3 млн нелегально работающих мигрантов. После принятия на работу иностранного гражданина работодатель в течение трех суток должен сообщить об этом в территориальные ведомства, подотчетные Минтруда и МВД. Но это делают не все, чтобы не платить за них налоги или недоплачивать зарплату.

В прошлом году новым гражданам страны было выдано 738 тыс. российских паспортов — это самое большое количество с 1996 года, когда был поток беженцев из бывших советских республик.

Вход на стройку — только по факту знания русского языка

Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.

Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.

Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.

Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.

И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.

«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.

Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.

Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»

Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.

Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.

Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *