Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. Экстрадиция.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. Экстрадиция.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.

Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Административное выдворение и депортация иностранного гражданина

Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.

Запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства

Согласно нормам Конституции РФ, экстрадиция в России подозреваемых или виновных в совершении преступлений и осужденных лиц для исполнения приговора, касается лишь иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но проживаемых на территории Российской Федерации. Гражданин РФ не может высылаться за пределы страны, а также выдаваться другим государствам. Передача своих граждан — невозможна.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

  • Все лица, которые совершили преступление на территории России, подлежат привлечению к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ. Территория России устанавливается законодательством о государственной границе, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, а также международными договорами РФ.
  • Вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, решается в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства за совершение преступления в иностранном государстве привлекаются к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ только в том случае, если они не были ранее привлечены к уголовной ответственности и осуждены за совершение преступления за границей.
  • Граждане России выдаче другому государству в связи с совершением ими преступления за границей не подлежат.

Может ли гражданин России быть привлечен к уголовной ответственности в стране гражданской принадлежности, если находясь за границей, он совершил преступление и вернется в Россию до того, как в отношении него будет начато уголовное преследование?

Отвечает начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Глеб Игоревич Козлов

Да, может. Согласно требованиям ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации действие уголовного закона Российской Федерации распространяется на граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства.

В соответствии с положениями ст. 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае поступления от компетентных органов иностранного государства материалов уголовного дела либо материалов проверки, проведенной в данном государстве и содержащих сведения о совершении гражданином Российской Федерации преступления, уголовное преследование в таком случае ведется на общих основаниях.

Таким образом, в случае, если гражданин России совершит на территории иностранного государства деяние, являющееся наказуемым в Российской Федерации, и покинет территорию данного иностранного государства (в том числе и до начала уголовного преследования), вернувшись на родину, компетентными органами соответствующего государства в Россию могут быть представлены материалы, содержащие сведения о совершенном таким лицом преступлении.

Данные материалы рассматриваются российскими правоохранительными органами в порядке, установленном Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации, и, при наличии оснований, российский гражданин, совершивший на территории иностранного государства противоправное деяние, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

Читайте также:  Как получить красный аттестат в 11 классе и что это даст

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. — Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. — Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Понятие, принципы и источники международного уголовного права

Международное уголовное право — это новая отрасль международного права, которая появилась и развивалась вместе с развитием международного публичного права в XIX в. Международное уголовное право до XX в. было в основном процессуальным правом.

Процесс становления международного уголовного права проходил в несколько этапов.

Первый этап — периоды рабовладельческого и феодального строя. Для этого времени характерно появления отдельных межгосударственных соглашений в отношении конкретных преступлений.

Например, Договор между царем хеттов Хаттушичем III и египетским фараоном Рамсесом II 1296 г. до н. э. содержит нормы о пресечении восстаний и выдаче преступников. Подобные соглашения заключались и другими рабовладельческими государствами (Месопотамия, Рим, Греция). В этот же период появились нормы об обращении с военнопленными и их обмене.

В ряде договоров предусматривались вопросы выдачи преступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Вопросы экстрадиции предусматривались договорами многих европейских государств средневековья. Примером служит Договор между королями Англии и Франции 1303 г.

В этот период складывались основы международного обычая предоставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, в том числе иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства.

Институт выдачи лиц, совершивших преступления (экстрадиция)

Институт выдачи преступников (экстрадиция) является одной из наиболее важных форм взаимной правовой помощи по уголовным делам, поскольку он касается передача лиц государством, на территории которого такие лица находятся, другому государству для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Вопросы выдачи регулируются международными соглашениями, в частности, нормами двухсторонних, региональных (Европейская конвенция о выдаче 1957 г.) и универсальных соглашений о выдаче, принципом взаимности и национальным законодательством (гл. 54 УПК РФ). Вопрос о выдаче также предусмотрен в Женевских конвенциях 1949 г. и в Дополнительном протоколе I к ним. Например, ст. 88 Дополнительного протокола требует от государств-участников оказывать друг другу взаимную помощь в вопросах уголовного преследования и сотрудничать в том, что касается выдачи. К двусторонним соглашениям, например, относятся: Соглашение между Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1990 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче 2014 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче 2016 г. и др.

Обязанность государств сотрудничать в вопросах выдачи основана на принципе «либо выдай, либо суди».

Международные соглашения, будь то двусторонние или многосторонние, четко не определили понятие выдачи (экстрадиция).

В судебном порядке Верховный суд США определил экстрадицию как «судебную процедуру, основанную на международном договоре или принципе взаимности или национальном законодательстве, когда запрашиваемое государство передает запрашивающему государству подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного деяния против запрашивающего государства или в нарушении международного уголовного права, где наказывается в запрашивающем государстве».

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности является одним из важнейших международных механизмов международного сотрудничества в борьбе с преступностью. С одной стороны, она содержат правила укрепления международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, правила взаимной правовой помощи между государствами в проведении уголовных расследований, сбор, обмен и анализ информации об организованной преступности, отмывании денег, коррупции и тяжких преступлениях. С другой стороны, содержит нормы о выдаче преступников. Согласно п. 1 ст. 16 Конвенции «Настоящая статья применяется к преступлениям, охватываемым настоящей Конвенцией, или в случаях, если к совершению преступления, упомянутого в пункте 1 а или b статьи 3, причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого Государства-участника, при условии, что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего Государства-участника, так и запрашиваемого Государстваучастника».

Правовая помощь по уголовным делам

Правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров, она также осуществляется на основе принципа взаимности.

К многосторонним соглашениям, регулирующим правовую помощь по уголовным делам, относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия и его Факультативный протокол, касающийся доходов от преступлений, 1990 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др. К двусторонним соглашениям относятся: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи 1982 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2014 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2015 г. и др.

В соответствии с этими соглашениями государства оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения поручений об осуществлении определенных юридических действий, в частности проведения обысков, составления и пересылки документов, изъятий, передачи вещественных доказательств, допроса обвиняемых, свидетелей и других лиц, проведения экспертизы и др.

В каких странах нет экстрадиции

Закон об экстрадиции является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.

Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.

Читайте также:  Словения — отзывы переехавших

Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.

Стран без экстрадиции в Россию, то есть отказывающихся выдавать преступников РФ достаточно, так, например, экстрадиция из США в Россию невозможна.

Страны, где нет экстрадиции и с кем не заключен договор об экстрадиции можно отнести также:

  • США;
  • Великобританию;
  • Венесуэлу;
  • Израиль;
  • Польшу;
  • Китай;
  • Японию;
  • Швецию;
  • Украину;
  • Беларусь;
  • Грузию.

Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.

Уголовная ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступление вне пределов страны.

В тех случаях, когда россияне, проходят службу в воинских частях, которые дислоцируются вне России на территории иностранного государства и совершили преступление, то уголовная ответственность наступает в особом порядке согласно второй части двенадцатой статьи УК РФ.

Условиями международных соглашений предусматривается определенный порядок, которому следуют в случаях, когда преступление совершено российским военнослужащим вне пределов родины.

Привлечение российских военнослужащих к уголовному наказанию может быть как по Российскому законодательству, так и по законодательству страны, в которой было совершено преступление во время пребывания на службе.

Это будет зависеть, направлено ли преступление против самой службы, должностное преступление, которое само собой подлежит расследованию и наказанию согласно юрисдикции России.

Если же преступление, которое совершил этот военнослужащий, произошло вне пределов территории воинской части и носит криминальный характер, то он несет ответственность и осужден по законодательству государства, где пребывает и совершено преступное деяние.

Кроме того, если будет оговорено в межправительственных договорах России и страны, где дислоцируется воинская часть, то гражданский персонал, работающий в воинской части, дислоцированной за границей и члены семей военнослужащих, проживающие вместе с ними, привлекаются к уголовной ответственности в том же порядке, что и несущие службу.

Если уголовное преступление военнослужащим вроде бы совершено и против государства зарубежного, но международный договор не подписан, он понесет наказание опять-таки по российскому законодательству.

Практически не найден однозначный подход привлечения к ответственности, если на военную службу русского воинского формирования приняты граждане страны, в которой дислоцируется воинская часть и наоборот, когда российские граждане поступают на службу чужой страны.

Комментарий к статье 12 УК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет принцип гражданства при определении пространственных пределов действия законов РФ. Этим принципом следует руководствоваться в случае совершения вне пределов России преступлений, предусмотренных УК РФ, гражданами Российской Федерации и постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства.

Понятия гражданства, двойного гражданства и лица без гражданства раскрыты в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В силу принципа гражданства граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ какое-либо преступление против интересов, охраняемых уголовным законом, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. Исключением является случай, если в отношении этих лиц имеется решение суда иностранного государства.

Поэтому граждане РФ или постоянно проживающие в РФ без гражданства (апатриды), совершившие предусмотренные УК РФ преступления вне пределов территории России, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону вне зависимости от того, является ли данное деяние преступлением по законодательству страны, на территории которой оно было совершено. Однако если данное деяние стало предметом судебного рассмотрения в стране по месту его совершения, то независимо от принятого судом решения (например, оправдательный приговор), лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности в РФ.

Данные правила распространяются и на граждан России, имеющих двойное гражданство.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В настоящее время воинские части РФ, в соответствии с международными соглашениями, дислоцируются на территории некоторых иностранных государств. На основании договора с этим государством военнослужащие таких воинских частей могут быть полностью или частично выведены из-под юрисдикции государства пребывания, и в этом случае за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они будут нести ответственность по российскому уголовному закону.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает реальный и универсальный принципы действия уголовного закона РФ в пространстве.

В соответствии с реальным принципом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие вне ее пределов преступления, преследуются по российскому уголовному закону, если эти деяния были направлены против интересов РФ и сами эти лица не были осуждены за них в иностранном государстве.

В соответствии с универсальным принципом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне ее пределов, несут ответственность по российскому уголовному законодательству в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены за это деяние в иностранном государстве. Этот принцип применяется к международным преступлениям и преступлениям международного характера, ответственность за которые в соответствии с принятыми РФ обязательствами предусмотрена ее уголовным законодательством. В первую очередь данный принцип имеет отношение к преступлениям против мира и безопасности человечества.

О применении комментируемой статьи см. также определение ВС РФ от 11.05.2011 N 73-О11-13.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Судебная практика по статье 12 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 5-АПУ18-91
Как следует из постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2021 года, основанного на материалах, поступивших из компетентных органов Республики Беларусь, органами следствия этого государства Яловик обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 210, а также ч. 2 ст. 235 и ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь, за каждое из которых предусмотрено наказание свыше одного года лишения свободы и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящихся к тяжким преступлениям.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.01.2019 N 5-АПУ18-97

Как следует из представленных материалов, прокурором принято решение о выдаче Герасимовича для привлечения его к уголовной ответственности за совершение кражи по ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящееся к категории менее тяжких преступлений.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2019 N 48-АПУ19-1

Кунгурцев Владимир Юрьевич, … судимый: 1) 19 декабря 2006 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года; 2) 29 января 2009 года по ч. 1 ст. 166 УК РФ (два преступления), с применением ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев; 3) 25 февраля 2009 года по ч. 1 ст. 166 УК РФ с применением ч. 5 ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 7 месяцев; 4) 5 июня 2009 года по ч. 1 ст. , УК РФ с применением ч. 5 ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года, освободившийся 25 января 2013 года по отбытии наказания; 5) 21 августа 2014 года по ч. 3 ст. , п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года; 6) 12 ноября 2014 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев, по постановлению суда от 4 февраля 2015 года на основании ч. 5 ст. УК РФ путем сложения наказаний, назначенных по приговорам от 21 августа 2014 года и от 12 ноября 2014 года назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 4 месяца; 23 октября 2015 года освобожден от неотбытой части наказания по амнистии на основании пункта 5 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года N 6578-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 45 годов»,

Читайте также:  Через какое время списываются неоплаченные штрафы и аннулируются ли вообще?

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 03.07.2019 N 5-АПУ19-52

Как следует из представленных материалов, прокурором принято решение о выдаче Та Туан Анха для привлечения его к уголовной ответственности за совершение в апреле 2021 года мошенничества, т.е. преступления, предусмотренного по ч. 1 ст. 209 УК Республики Беларусь, по которой установлено наказание в том числе в виде лишения свободы на срок до 3 лет и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящееся к категории менее тяжких преступлений.

Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N 224-АПУ19-7

в деле отсутствует документ компетентного органа … Республики о привлечении или непривлечении Ухигова (совершившего инкриминированное ему деяние на территории этого государства) к уголовной ответственности властями данной страны, что должно было влечь возвращение уголовного дела прокурору в порядке ч. 1 ст. 237 УПК РФ, в связи с чем суд нарушил требования закона и положения ч. 1 ст. УК РФ.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2017 N 127-УДп17-8

При этом как ч. 4 ст. УК Украины, так и ч. 4 ст. УК РФ относят преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 186 УК Украины (ч. 2 ст. 161 УК РФ), к категории тяжких. Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 152 и ч. 1 ст. 153 УК Украины (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), в соответствии с ч. 3 ст. УК Украины отнесены к преступлениям средней тяжести. Срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений, а также преступлений небольшой и средней тяжести в силу п. п. 7, 8 ст. УК Украины и п. п. «в», «г» ч. 3 ст. УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ, действовавшего на момент совершения преступления), составляет, соответственно, 6 лет и 3 года со дня отбытия наказания.

Другой комментарий к статье 13 УК РФ

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Как отмечалось, выдача преступника осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров и требует соблюдения ряда условий.

Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В выдаче лица может быть также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, который должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» .

———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Выдача не осуществляется и в тех случаях, когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

Экстрадиция лиц, совершивших преступления

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

N 11 г. Москва «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания»»,»name»:»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 г.

Адвокат заметил, что в целом правоприменительная практика складывалась негативно: гособвинение всячески пыталось препятствовать выяснению в присутствии присяжных вопросов о противоправных действиях иных лиц, кроме подсудимого, о возможности их участия в совершении преступления, а также иных обстоятельствах совершения преступления, чем те, которые указаны в обвинении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *