Новое в экологическом законодательстве с 2021 года. Сдача отчета 2-ТП (отходы)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в экологическом законодательстве с 2021 года. Сдача отчета 2-ТП (отходы)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет. Указанные действия подпадают под ст. 13.19 КоАП. Она напрямую предусматривает наказание за не предоставление отсчета или нарушение установленного порядка, несвоевременное его направление. Размер штрафов следующий: Для ИП и должностных лиц – 10-20 т. р.; Для организаций – 20-70 т. р.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Правила представления основных «экологических» отчетов

Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.

ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Далее нужно выбрать один из способов представления:

  • первый способ предполагает, что владелец сертификата должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
  • второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.

Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:

  • не нужно самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
  • оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи отчета, то подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.

Кто и когда сдает декларацию платы за НВОС в 2021

Обязательство подачи декларации о негативном воздействии на окружающую среду накладывается на юридических лиц и предпринимателей, в собственности или ведении которых есть производственные площадки с I по III категорию негативного воздействия. Эти требования вводит федеральный закон 7-ФЗ в статье 16.3 в редакции от 27.12.2019. Перечень таких объектов определен в Приказе 1029, подписанным Правительством РФ в сентябре 2015 года. Вид собственности значения не имеет. Важно, кто использует объект. Например, если организация арендует стационарный источник загрязнения I-III категорий, то также должна сдавать по нему декларацию. Объекты, которые относятся к IV категории, не требуют сдачи по ним декларации НВОС. Со следующими оговорками:

  • Такие предприятия все равно должны самостоятельно учитывать объем выбросов. Такая норма закреплена в экологическом законодательстве.
  • Предприятие полностью освобождено от уплаты, если все его площадки отнесены к IV категории. В этом случае нулевая декларация НВОС также не подается, что было указано в разъяснениях контролирующего органа.

Декларация НВОС: Ответственность, штрафы, санкции ,

В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса. , Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:

  • Для должностных лиц — до 6000 рублей.
  • Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.

  • ОКУД;
  • ОКПО (взять из Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера, размещенного на сайте Росстата);
  • ОКВЭД (указать в свободном поле в соответствии с действующим классификатором видов деятельности);
  • ОКАТО (указать в свободном поле).

Если у компании есть обособленное подразделение, оно должно отчитываться отдельно. Кроме того, в указаниях заполнения от Росстата прямо сказано, что компании, находящиеся в стадии банкротства, от необходимости отчитываться по форме 2-ТП (отходы) не освобождаются.

Сдавать отчет 2-ТП (отходы) надо не в органы Росстата, как многие думают, а в органы Росприроднадзора по месту нахождения организации или ИП-респондента. Отправить форму 2-ТП необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным, то есть до 01.02.2021 требуется отчитаться за 2021 год.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2021 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2021 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2021 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, работа которых загрязняет природу, обязаны составлять отчет 2-ТП, где подробно указано, что именно и в каком количестве выбрасывается. Также это касается тех, чья деятельность связана с хранением и утилизацией отходов. Дело в том, что экологическая ситуация сегодня достигла критической точки из-за неблагоприятной деятельности людей. Именно поэтому составление отчетов имеет большое значение. Отказ или отсрочка в данном случае карается штрафом.

  • По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
  • По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
  • По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации. За это предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 1000 до 2021 рублей, для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Существуют определенные требования относительно отчетности по форме 2-ТП. Его необходимо составить в правильной форме и отправить на официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также документ составляется один раз в год. Отчет по отходам нужно предоставлять до 1 февраля каждого года, отчет по «воздуху» – до 22 января, а по «водхоз» – до 10 января. Кроме этого, документ обязательно должен быть в 2-х экземплярах.

Есть некоторые предприятия, а также бизнесмены, которые обязаны составлять ежегодный отчет по форме 2-ТП, но они этого не делают, либо же сдают документ не в срок. В таком случае они обязаны понести наказание. Если лицо отказывается предоставлять информацию по экологии, это карается штрафом, сумма которого варьируется от 10 до 20 тыс. для компаний и от 3-5 тыс. рублей для частных предпринимателей. Несданный в сроки отчет, а также невыплата штрафа может привести к судебным разбирательствам. Именно поэтому лучше вовремя составлять документ, ведь его сдача в любом случае необходима.

Форма 2-ТП (отходы) за 2021 год, образец заполнения

  1. По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
  2. По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
  3. По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования настоящим уведомляет, что приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее — приказ Росстата N 529) вводится измененная годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее — форма N 2-ТП (отходы), Отчет) с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором. Форма, утвержденная данным документом, вводится в действие с отчета за 2017 год.

В соответствии с п. 2 Указаний по заполнению формы N 2-ТП (отходы) к приказу Росстата N 529, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее — респонденты) предоставляют заполненный Отчет в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Учитывая п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее — Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами — созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Респонденты — субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Читайте также:  Ставки транспортного налога в Санкт-Петербурге в 2022 - 2023 году

На основании изложенного, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность по предоставлению Отчета.

Вместе с этим, согласно п. 57.3 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, Росприроднадзор является субъектом официального статистического учета, осуществляющим сбор и обработку сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, ежегодно представляемых респондентами по форме N 2-ТП (отходы).

В соответствии с п. 2 Положения предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением условий, одним из которых является доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов.

Также, согласно п. 2 приказа Росприроднадзора от 14.11.2011 N 828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации» руководители территориальных органов обеспечивают, в том числе, информирование до 15 декабря отчетного года индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о включении их в перечень отчитывающихся по форме N 2-ТП (отходы) по соответствующей территории и доведение до них единого машиночитаемого образца формы N 2-ТП (отходы) и указаний по ее заполнению, а также размещение формы N 2-ТП (отходы) и указаний по ее заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Учитывая изложенное, территориальные органы Росприроднадзора информируют индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о включении их в перечень отчитывающихся по форме N 2-ТП (отходы) путем размещения перечня респондентов в сети Интернет.

При необходимости, территориальные органы Росприроднадзора могут уведомлять респондентов любым доступным способом.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

При этом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены — руководитель юридического лица.

Обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на его руководителе (п. 5 Положения).


Сообщается, что с отчета за 2017 г. вводится в действие измененная годовая форма федерального статнаблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Территориальные органы Росприроднадзора информируют юрлиц и ИП о включении их в перечень отчитывающихся по форме N 2-ТП (отходы) путем его размещения в Интернете.

При необходимости территориальные органы могут уведомлять респондентов любым доступным способом.

Непредоставление первичных статданных или несвоевременное направление этих сведений либо передача недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 20 000 до 70 000 руб.

При этом субъектами административного правонарушения являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены — руководитель юрлица.

Отмечено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения правонарушения.

Отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2021 год состоит из титульного листа и нескольких таблиц.

На титульном листе впишите полное наименование организации, в скобках — краткое (если есть). Индивидуальные предприниматели указывают фамилию, имя, отчество. На следующей строчке укажите юридический адрес с почтовым индексом. Если фактический адрес предприятия не совпадает с юридическим, его тоже впишите.

В таблице кодов титульного листа вписываются коды ОКПО и ОКВЭД2. Также проставьте код ОКАТО по месту нахождения подразделения, организации или ИП.

В указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения есть фраза:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.

Что это значит? Разъяснений нет, поэтому я думаю:

Проверка предоставления 2-ТП (отходы) будет по всем ЮЛ и ИП, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, проверить это можно здесь.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30, до 2021 года такой отчет должны были сдавать все компании, даже те, у которых мусор только офисный. Но начиная с этого года необходимость сдавать отчет распространяется только на компании, ведущие деятельность на объектах III категории (то есть оказывающие незначительное негативное воздействие, см. постановление правительства РФ №1029 от 28.09.2015). В соответствии с приказом Росстата от 12.12.2019 № 766, это организации и ИП, которые:

  • работают с отходами производства и потребления;
  • являются операторами по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами).

Если организация или ИП входит в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, у нее образуется минимум ТКО (менее 100 кг) и она заключила договор с оператором ТКО, — ей отчет сдавать не надо.

Предоставлять отчет необходимо в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Если у организации есть обособленные подразделения, сдают несколько отчетов:

  • по головному офису;
  • по каждому подразделению отдельно.

Документы принимаются на бумаге и в электронном виде. Для помощи в заполнении формы рекомендуют использовать бесплатную программу «Модуль природопользования», которую предоставляет Росприроднадзор.

Срок сдачи — 1 февраля, но поскольку в 2021 году это суббота, срок сдачи переносится на ближайший понедельник — 03.02.2020.

Административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных установлена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сумма штрафа смотрите выше).

В соответствии со статьей 23.53 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета.

Таким образом, административный штраф за указанные нарушения вам могут назначить только органы росстата, ни в коем случае ни Росприроднадзор.

Размер штрафа, в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, составляет:

  • для должностного лица — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для юридического лица — от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток.

Правовые документы

  • Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766
  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
  • Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30
  • Статья 8.2 КОАП РФ. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Респонденты представляют заполненную форму в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Если у организации есть обособленные подразделения, то отчет нужно заполнить как по каждому обособленному подразделению, так и по головной организации.

Временно неработающие организации, на которых в отчетном периоде осуществлялось производство товаров и оказание услуг, представляют форму на общих основаниях. При этом в отчете нужно указать, с какого времени они не работают.

При реорганизации юрлица в форме преобразования правопреемник представляет отчетность (включая данные о предшественнике) за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, также должны представить сведения по указанной форме.

Кроме этого, отчитаться должны филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций.

Чиновники утвердили новый бланк приказом Росстата от 12.12.2019 № 766. Полное наименование отчета: «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

ВАЖНО!

Отчитывайтесь за 2021 год по обновленной форме! Представители Росприроднадзора не примут сведения в упраздненной форме.

Бланк отчетности об отходах изменился значительно. Введены новые разделы. Сам формуляр разросся. Вместо минимальных четырех страниц теперь придется заполнять целых семь. Новая структура бланка выглядит так:

  1. Титульная страница.
  2. Раздел № 1 — предполагает заполнение информации обо всех категориях отходов, которые подлежат передаче региональному оператору по утилизации ТКО.
  3. Раздел № 2 — новый блок информации предусматривает отражение сведений об обращении отходов, которые поступают на переработку и утилизацию операторам ТКО.
  4. Раздел № 3 — новая табличная часть отчетности, в которой следует отразить информацию об эксплуатируемых объектах захоронения.

Раньше форма 2-ТП (отходы) представляла собой всего один информационный раздел, без дробления сведений между категориями участников оборота ТКО в России.

Отчетность по форме 2-ТП (отходы) обязаны сдавать:

  • Юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления;
  • Региональные операторы по обращению с ТКО;
  • Операторы по обращению с ТКО

Крайний срок предоставления отчета 2-ТП (отходы): 1 февраля года, следующего за отчетным. Значит, заполненную форму за 2021 год необходимо предоставить в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчет можно подать в форме электронного документа с электронной цифровой подписью (ЭЦП), в бумажном виде или же по почте.

Статотчетность по новой форме 2-ТП (отходы) обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.

Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.

Не обязаны сдавать отчет 2-ТП (отходы) представители малого и среднего бизнеса. Но субъект малого предпринимательства освобождается от сдачи отчетности при выполнении трех условий:

  • от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
  • СМП заключил договор с региональным оператором;
  • осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.

В будущем году планируется резко сократить количество подотчетных субъектов. Законодатели определили, что отчет будут заполнять компании и ИП, ведущие деятельность на объектах третьей категории (негативное влияние, оказываемое на окружающую среду, незначительно). Такие нормы закреплены в постановлении правительства РФ № 1029 от 28.09.2015.

Мы работает с небольшими компаниями и крупными предприятиями. Сотрудники лаборатории справятся даже с большими объемами данных. Обратиться к нам стоит по нескольким причинам:

  • срочная подготовка документации для отчета;
  • сотрудники укажут все актуальные данные для контролирующего органа;
  • мы поможем собрать необходимую информацию для отчета;
  • вы успеете сдать документ в срок и не получите взыскания.

Сотрудники лаборатории “Экостар” подготовят форму 2-ТП, используя специальные программы. Программа может систематизировать информацию и занести ее в соответствующие разделы документа. Даже если вы опаздываете, мы поможем найти выход из ситуации и подготовить отчет срочно. Лаборатория подает документы в контролирующий орган в любое время, мы не теряем зря ни минуты. Вы можете спокойно продолжать деятельность, а отчетами займутся профессионалы.

Читайте также:  Пособия семьям, воспитывающим детей

Заполненная форма 2-ТП (отходы) сдается как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для подготовки электронного отчета следует использовать специальный программный продукт «Модуль природопользования». Это приложение предоставляется бесплатно, разработчик — Росприроднадзор.

ВАЖНО!

Срок привлечения к административной ответственности за непредоставление статистической отчетности составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, таким образом если вы не сдали 2-ТП (отходы) 1 февраля, то после 1 апреля вас уже не могут привлечь за совершение данного административного правонарушения.

КоАП РФ Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных
1. Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке
или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Какой штраф за непредоставление отчета 2-ТП (отходы)?

Третий случай связан с организацией, которая предоставляет консалтинговые услуги. Предприятие небольшое, не превышает 10 человек, помещение арендует, при этом отходы преимущественно канцелярские. Сбором и вывозом мусора занимается арендодатель, который заключил договор с региональным оператором. В связи с этим, финансист компании принял решение не направлять отчет 2-ТП.

Его решение верное. К административной ответственности субъект не привлекается по причины того, что его деятельность не связана с обращением отходов.

За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет.

Указанные действия подпадают под ст.13.19 КоАП. Она напрямую предусматривает наказание за не предоставление отсчета или нарушение установленного порядка, несвоевременное его направление. Размер штрафов следующий:

  1. Для ИП и должностных лиц – 10-20 т.р.;
  2. Для организаций – 20-70 т.р.

Вторая часть статьи предусматривает наказание за повторную несдачу отчета 2-ТП. Размер штрафа повышается до 30-50 и 100-150 т.р. соответственно.

Учет ведется по разным направлениям: атмосферные выбросы, водные и отходы, которые подлежат размещению. Выясним, что они из себя представляют:

  1. По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
  2. По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
  3. По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.

Отчет, связанный с отходами, составляется на основе информации первичного учета в области обращения с отходами. В документе обязательно указывается вид отхода и класс его опасности. Он должен включать в себя такие элементы:

  • адресная и кодовая части;
  • формы отчета;
  • иные данные, касающиеся деятельности.

В документе по загрязнению воздуха указываются все загрязняющие вещества, которые поступают в воздух с предприятий.

Эту форму заполняют юридические лица, у которых имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ. В этом случае наличие очистных установок не играет роли. Все равно необходимо указать в документе о выбросах в атмосферу.

Отчет по водхоз должен включать все отходы, которые были собраны, переработаны или утилизированы. Документ должен состоять из следующих пунктов:

  • сколько собрано и получено отходов, а также от каких именно предприятий;
  • показатели водоотведения;
  • все другие показатели.

Существуют определенные требования относительно отчетности по форме 2-ТП. Его необходимо составить в правильной форме и отправить на официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также документ составляется один раз в год. Отчет по отходам нужно предоставлять до 1 февраля каждого года, отчет по «воздуху» – до 22 января, а по «водхоз» – до 10 января. Кроме этого, документ обязательно должен быть в 2-х экземплярах.

Следует отметить, что за нарушение правил экологического законодательства организации и бизнесмены должны нести наказание в виде штрафа. Размер зависит от деятельности.

Приказами и нормативными актами обязательно устанавливается правила заполнения, а также порядок и сроки подачи документации на рассмотрение.

Иногда отчетная дата выпадает на выходной день и тогда переносится согласно правилам перенесения отчетных дат на ближайший рабочий день.

В том случае, если предприниматель предоставил документы на рассмотрение не вовремя или не предоставил вообще, контролирующие органы могут принять решение о возложении на него мер ответственности.

В случае с экологической отчетностью непредоставление или несвоевременное предоставление отчетных документов расценивается как административное нарушение. Так же понимают и нарушения порядка составления и подачи отчетности, а также отображение в ней неполных или недостоверных данных.

Административная ответственность возникает в виде штрафов, которые имеют внушительные размеры. Они могут составлять от 10 до 20 тыс. рублей, возлагаться на ответственных лиц или на лицо юридическое. Иногда ответственность настигает и должностное лицо, и юридическое одновременно.

Также такие ситуации могут спровоцировать судебное разбирательство, в ходе которого на неисполнительного предпринимателя накладываются дополнительные штрафные суммы.

Для понимания ситуаций, в результате которых могут возникнуть штрафные санкции, рассмотрим несколько примеров.

  • Индивидуальный предприниматель имеет договоренность с городской службой на еженедельный вывоз мусора. Отходы не имеют связи с производством, а также вырабатываются в небольших объемах. Ссылаясь на эти факты, предприниматель решил не подавать отчетность по форме 2-ТП (отходы).

Необходимость предоставлять форму 2-ТП (отходы) возникает при ведении деятельности, которая затрагивает обращение с отходами, их транспортировкой, а также размещением. Данные процессы происходят на базе заключенных договоров с организациями, занимающимися такой деятельностью, или если сам предпринимательский объект работает с размещением и утилизацией собственных отходов.

В той ситуации, когда деятельность предпринимательского объекта не затрагивает непосредственное обращение с мусором, например, консультационные услуги, обязанность по сдаче отчетности исчезает.

Форма 2-ТП (отходы) («Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства») утверждена приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 .

Новое в экологическом законодательстве с 2021 года. Сдача отчета 2-ТП (отходы)

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Кто заполняет и сдает

Статотчетность по новой форме 2-ТП (отходы) обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.

Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.

Не обязаны сдавать отчет 2-ТП (отходы) представители малого и среднего бизнеса. Но субъект малого предпринимательства освобождается от сдачи отчетности при выполнении трех условий:

  • от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
  • СМП заключил договор с региональным оператором;
  • осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.
Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

В будущем году планируется резко сократить количество подотчетных субъектов. Законодатели определили, что отчет будут заполнять компании и ИП, ведущие деятельность на объектах третьей категории (негативное влияние, оказываемое на окружающую среду, незначительно). Такие нормы закреплены в постановлении правительства РФ № 1029 от 28.09.2015.

Из каких граф состоит отчет формы 2-ТП и какие понадобятся данные?

Чтобы заполнить отчет формы 2-ТП отходы, понадобятся сведения:

  • информационного характера (наименование и адрес респондента, а также закодированная информация о нем: ОКАТО, ОКВЭД2 и др.);
  • учетно-классификационного свойства (данные об объемах отходов в зависимости от класса опасности).

В табличном разделе отчета графы обозначены:

  • буквами (А-Г): № строки, наименование отходов и классификация;
  • цифрами: количественные показатели отходов.

Количественные данные детализируют:

  • данные об отходах на начало и конец отчетного года;
  • движение отходов в течение указанного временного промежутка (поступление, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение и др.).

Также в отчете приводятся сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов (раздел III).

Какой штраф за несдачу 2-ТП (отходы) в 2022 году

  1. По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
  2. По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
  3. По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.

Штраф за несдачу отчета МСП в Росприроднадзор

Если субъект малого или среднего предпринимательства ведет деятельность, в результате которой образуются отходы, но не представляет экологическую отчетность или сдает ее с неточными, недостоверными сведениями или сведениями, не подтвержденными документами, он нарушает требования ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , а также Порядка (утв. Приказом Минприроды от 16.02.2022 № 30).

Сдать отчет необходимо в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минприроды от 16.02.2022 № 30). При этом последний день для представления отчета МСП – не 15 января, а 14 января. А учитывая, что перенос срока сдачи экологического отчета Приказом Минприроды от 16.02.2022 № 30 не установлен, за 2022 год крайняя дата сдачи отчета была 13.01.2022, а за 2022 год таким днем будет 12.01.2022.

Какой административный штраф за нарушении отчетности по 2тп водохоз

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, работа которых загрязняет природу, обязаны составлять отчет 2-ТП, где подробно указано, что именно и в каком количестве выбрасывается. Также это касается тех, чья деятельность связана с хранением и утилизацией отходов. Дело в том, что экологическая ситуация сегодня достигла критической точки из-за неблагоприятной деятельности людей. Именно поэтому составление отчетов имеет большое значение. Отказ или отсрочка в данном случае карается штрафом. Отчеты по форме 2-ТП: что собой представляют, виды, наказание за несоставление Учет ведется по разным направлениям: атмосферные выбросы, водные и отходы, которые подлежат размещению. Выясним, что они из себя представляют:

Отчетный период составляет один календарный год.

  • Отчет по форме 2-ТП (отходы) представляется до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
  • Отчет по форме 2-ТП (воздух) представляется до 22 января года, следующего за отчетным периодом.
  • Отчет по форме 2-ТП (водхоз) представляется до 10 января года, следующего за отчетным периодом
  • Отчетность составляется на бумажном носителе (2 экземпляра)

Штраф за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам

Такой порядок подачи расчета установлен для всех налогоплательщиков, независимо от вида деятельности и формы предоставления документа. Отчеты на бумажных и электронных носителях сдаются в эти же сроки. Расчет на бумаге представляется, если в организации работает не более 25 работников. Если среднесписочная численность превышает 25 человек, то отчетность нужно сдать только путем электронного документооборота. Такое правило установлено п. 10 ст. 431 НК РФ.

Расчет по страховым взносам сдается до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если эта дата припадает на выходные или праздничные дни, то отчетность может быть представлена в первый рабочий день после выходных. Если сроки не соблюдать, то не избежать штрафа за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам.

Штрафы за несдачу отчетности в росприроднадзор 2тп

Обоснование вывода:
Субъекты малого и среднего предпринимательства по платежам за негативное воздействие на окружающую среду отчитываются в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.10 N 30 (далее — Порядок и Отчетность).
Согласно п. 4 Порядка отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 Порядка представления и контроля отчетности). Обращаем внимание, что крайний срок, когда субъекты малого и среднего предпринимательства должны подать отчетность в территориальные органы Росприроднадзора, — 14 января.
При этом в силу п. 14 Порядка Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Отметим, что в самом Порядке не установлены штрафные санкции за непредставление (несвоевременное представление) Отчетности. При этом в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2022 N ОД-06-01-32/15903 указано, что в случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к плательщику может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (смотрите также разъяснения Прокуратуры Калужской области от 27.07.2022 «О порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа:
— на граждан — в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примерами судебных решений, где непредставление отчета квалифицировано как влекущее ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, служат постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2022 N 04АП-4523/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2022 N 09АП-7471/13, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 N 14АП-8794/13 (определением ВАС РФ от 30.01.2022 N ВАС-668/14 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано).
При этом отдельные судебные инстанции квалифицируют непредставление Отчетности по ст. 8.5 КоАП РФ — как «сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию»*(1).
Так, например, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2022 N 15АП-19265/13 (определением ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2022 N Ф08-577/14 по делу N А32-20521/2022 оставлено без изменений) указывается, что объектом вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 N 07АП-54/14 по делу N А27-14744/2022).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 15АП-10882/14 (со ссылкой на правовую позицию, представленную в определении ВАС РФ от 09.06.2022 N ВАС-7518/14 по делу N А32-9898/2022) также выражена позиция, что непредставление отчета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией по смыслу ст. 8.5 КоАП РФ законодатель подразумевал информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду содержат экологическую информацию, а именно сведения о: наименовании видов отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды; кодах отходов по федеральному классификационному каталогу отходов; принадлежности к группе опасных свойств отходов; наличии отходов на начало отчетного года; образовании отходов за отчетный год; использовании и обезвреживании отходов; установлении нормативов на отчетный год и др.
Учитывая изложенное, по мнению судей, непредставление (несвоевременное представление) отчетности связано с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа*(1):
— на граждан — в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности, отметим, что общие сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5 КоАП РФ. При этом из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено «за нарушение . законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования . по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения» (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2022 N А44-3057/2022, Дальневосточного округа от 24.03.2022 N Ф03-1528/2022).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2022 N 5163/11 арбитры, сославшись на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, указали, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом судьи указали, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности — один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, т.е. для рассматриваемой ситуации — с 16 января 2022 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *