Путевой лист трактора (скачать бланк по форме 412-АПК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист трактора (скачать бланк по форме 412-АПК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Документооборот на легковой и специальный транспорт кардинально отличается прежде всего тем, кому принадлежит их законодательное регулирование. 16 мая 2003 г. бланк путевого листа на трактор по форме 412 апк был утвержден Приказом №750 Минсельхоза РФ. При заполнении путевки следует учитывать требования, предъявляемые к подобным первичным документам, содержащимся в Федеральном законе, ст. 9 от 6 декабря 2011 г. №402-Ф3. В РФ чаще всего используется именно эта форма бланка путевого листа трактора для фиксации труда машиниста. Однако, в областях РФ(Белгородская, Воронежская, Ростовская),прилегающих к Украине, часто применяют путевку, близкую к украинской форме 068. В этом нет нарушения.

Вопрос № 1: Какой документ нужен, если трактор едет просто так и ничего не везет? Например, перегоняется с одного места на другое.

Ответ: Каким-либо нормативно-правовым актом этот вопрос не урегулирован. Если в случае с автомобильными путевыми листами необходима фиксация любых передвижений машины, то форма № 412-АПК фиксирует только момент перевозки. Однако чтобы не возникло вопросов со стороны Гостехнадзора, при перегонке тракторов все же лучше заполнить учетный лист трактора-машиниста и указать, что самоходная машина направляется к месту проведения работ.

Вопрос № 2: Путевой лист трактора сдается бригадиру. А нужна ли на нем подпись начальника организации?

Ответ: Нет, бригадир выполняет и функции механика, и функции начальника. Какие-либо другие должностные лица организации подписывать тракторную «путевку» не должны.

Вопрос № 3: Учитывается ли в форме 412-АПК количество израсходованного горючего?

Ответ: Нет, отследить по этой форме расход горюче-смазочных материалов невозможно. В сельхозпредприятиях их учет ведется исходя из их фактически приобретенного количества на начало отчетного периода.

Обязательные реквизиты путевого листа

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.

Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.

Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.

Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).

Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Риски по НДФЛ и страховым взносам

Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.

Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.

Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).

Путевой лист трактора по форма N 412-АПК используется для учета работ, выполненных трактористами на транспортных работах. Выпуск трактора из гаража на транспортные работы без путевого листа не допускается.

Все путевые листы строго регистрируются и каждый имеет свой порядковый номер (с 1 января и до конца года).

На лицевой части путевого листа указывается задание: в чье распоряжение направляется машина, откуда взять груз, куда его доставить, расстояние, название и класс груза, число ездок с грузом, количество груза. Здесь же механик (бригадир) удостоверяет техническую исправность трактора, подписывает разрешение на выезд, тракторист расписывается, что принял машину в исправном состоянии.

На оборотной стороне документа фиксируются данные о выполнении задания: откуда и куда перевезен груз, его название, класс, время отправления, время прибытия, бригада заказчика, шифр синтетического и аналитического учета работы, единица измерения, шифр основной оплаты, отработано часов, перевезено груза, сделано тонно-километров, начисленная оплата, выполнено нормо-смен, в переводе на условные эталонные гектары, пробег, в том числе без груза, расход горючего по норме и фактически.

В отдельном разделе документа приводятся данные о движении горючего: остаток при выезде, выдано (заправлено), остаток при возвращении. При возвращении в гараж фиксируются данные о начале и конце работы, о сдаче трактора трактористом, его исправности (неисправности) и приемке механиком.

Данные из путевых листов переносятся в накопительную ведомость учета затрат.

Путевой лист согласован письмом Госкомстата России от 10 апреля 2003 г. № КЛ-01-21/1381. Утвержден приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750.

Когда используется в качестве путевого листа трактора форма 412-АПК?

Бланк 412-АПК для составления путевого листа трактора был введен в действие приказом Минсельхоза РФ от 16.05.2003 № 750. Но с 20.08.2020 года документ отменен приказом Минсельхоза от 14.08.2020 №480.

Новый бланк Министерство не предложило. Использовать бланк 412-АПК не запрещено. Но он должен соответствовать требованиям из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368 и закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Путевой лист трактора состоит из 2 частей, располагаемых, на лицевой и оборотной сторонах. В первой части бланка фиксируются сведения:

  • о том, кто будет распоряжаться трактором;
  • о том, откуда необходимо взять перевозимый груз и куда доставить;
  • о расстоянии между местом отправки и доставки соответствующего груза;
  • непосредственно о самом грузе (наименование, класс);
  • о количестве поездок с соответствующим грузом;
  • об объемах перевозимого груза.

В первой части путевого листа ставится подпись бригадира, который удостоверяет техническую готовность трактора к работам, а также подпись тракториста, подтверждающая факт принятия трактора в работу.

На оборотной стороне документа отражаются сведения о выполнении задания трактористом. В частности, фиксируются данные:

  • о том, с какого места и на какой объект был перевезен груз;
  • о грузе (наименование, класс);
  • времени отправления трактора с места погрузки, времени прибытия тракториста в место доставки груза;
  • бригаде заказчика;
  • общем количестве часов, которые отработал тракторист;
  • количестве тонно-километров;
  • начисленной компенсации за работу тракториста, количестве выполненных им нормо-смен в корреляции с условными эталонными гектарами;
  • количестве израсходованного горючего — в соответствии с нормой, а также фактически.
  • длительности пробега — с грузом и без него.

С января 2021 года в путевом листе обязательно должны быть включены новые реквизиты из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Какие нюансы из приказа № 368 нужно учесть при оформлении документа, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Формировать путевые листы для тракторов сельхозпредприятиям нужно ежедневно. По окончании смены они должны сдаваться трактористами бригадирам либо ответственным за учет документов сотрудникам. Сведения из путевых листов следует впоследствии отражать в накопительной ведомости, в которой ведется учет затрат сельхозпредприятия.

Электронный путевой лист

Применение электронных путевых листов факультативно.

Формат такого документа разрабатывается ФНС России, свой использовать нельзя.

Пп. 27 ч. 1 ст. 2 Устава относит электронный путевой лист к категории электронных перевозочных документов наряду с электронной транспортной накладной, электронным заказ-нарядом, электронной сопроводительной ведомостью, электронным договором фрахтования, электронным заказом и электронной заявкой.

Это означает, что при оформлении и обмене электронными путевыми листами нужно руководствоваться одноименной ст. 18.1 Устава.

Электронный путевой лист:

  1. подписывается участниками информационного взаимодействия УКЭП или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале Госуслуг. Файлы обмена электронного путевого листа предполагают подписи:

    • лица, заполняющего сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
    • медработника, проводившего предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя (если он проводится);
    • лица, ответственного за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если проводится);
    • лица (лиц), уполномоченного(ых) на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителя, диспетчера, ИП).

    Все подписанты файлов обмена должны обладать хотя бы одним из указанных видов подписей и применять их;

  2. обмен электронными путевыми листами между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов (ЭПД), т. е., только через уполномоченных операторов ЭДО и никаким иным способом;

  3. электронный путевой лист подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где, согласно Постановлению Правительства от 03.03.2022 г. № 281, сведения из такого путевого листа становятся доступны МВД России, Минтрансу России, Минцифры России, ФНС России, Ространснадзору.

Как оштрафуют при отсутствии путевого листа?

Заполненный бланк путевки – столь же необходимый для тракториста в пути документ, как и водительские права. По первому требованию инспектора ГИБДД он обязан показать его. Если лист отсутствует или заполнен неверно, это влечет за собой административную ответственность (статья 12.3 КоАП, ч.2) в размере от 500 руб. Более тяжелые финансовые последствия наступают для руководителя сельхозпредприятия, который не хранит путевки в надлежащем виде в течение положенного по закону срока (5 лет). В этом случае штраф может составить до 100 000 рублей. Минсельхоз предписывает предприятиям выписывать путевые листы каждый день. По приезду с задания машинисты сдают их на хранение ответственным за это сотрудникам.

Внимание! Минтранс, приказом № 368 от 11.09.2020 г., добавил новые требования к заполнению путевых листов. Документ вступил в силу с 01.01.2021 г. и действует до 01.01.2027 г.

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.

Читайте также:  Как получить РВП в РФ иностранному гражданину в 2023 году

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Когда используется в качестве путевого листа трактора форма 412-АПК?

Бланк 412-АПК для составления путевого листа трактора был введен в действие приказом Минсельхоза РФ от 16.05.2003 № 750. Именно его Минсельхоз предписывает использовать в тех случаях, когда тракторист выполняет задания, связанные с транспортировкой грузов с одного объекта на другой.

Путевой лист трактора, утвержденный приказом № 750, состоит из 2 частей, располагаемых, на лицевой и оборотной сторонах. В первой части бланка фиксируются сведения:

  • о том, кто будет распоряжаться трактором;
  • о том, откуда необходимо взять перевозимый груз и куда доставить;
  • о расстоянии между местом отправки и доставки соответствующего груза;
  • непосредственно о самом грузе (наименование, класс);
  • о количестве поездок с соответствующим грузом;
  • об объемах перевозимого груза.

В первой части путевого листа ставится подпись бригадира, который удостоверяет техническую готовность трактора к работам, а также подпись тракториста, подтверждающая факт принятия трактора в работу.

На оборотной стороне документа отражаются сведения о выполнении задания трактористом. В частности, фиксируются данные:

  • о том, с какого места и на какой объект был перевезен груз;
  • о грузе (наименование, класс);
  • времени отправления трактора с места погрузки, времени прибытия тракториста в место доставки груза;
  • бригаде заказчика;
  • общем количестве часов, которые отработал тракторист;
  • количестве тонно-километров;
  • начисленной компенсации за работу тракториста, количестве выполненных им нормо-смен в корреляции с условными эталонными гектарами;
  • количестве израсходованного горючего — в соответствии с нормой, а также фактически.
  • длительности пробега — с грузом и без него.

Формировать путевые листы для тракторов Минсельхоз предписывает сельхозпредприятиям ежедневно. По окончании смены они должны сдаваться трактористами бригадирам либо ответственным за учет документов сотрудникам. Сведения из путевых листов следует впоследствии отражать в накопительной ведомости, в которой ведется учет затрат сельхозпредприятия.

Когда используется в качестве путевого листа трактора форма 412-АПК?

Бланк 412-АПК для составления путевого листа трактора был введен в действие приказом Минсельхоза РФ от 16.05.2003 № 750. Но с 20.08.2020 года документ отменен приказом Минсельхоза от 14.08.2020 №480.

Новый бланк Министерство не предложило. Использовать бланк 412-АПК не запрещено. Но он должен соответствовать требованиям из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368 и закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Путевой лист трактора состоит из 2 частей, располагаемых, на лицевой и оборотной сторонах. В первой части бланка фиксируются сведения:

  • о том, кто будет распоряжаться трактором;
  • о том, откуда необходимо взять перевозимый груз и куда доставить;
  • о расстоянии между местом отправки и доставки соответствующего груза;
  • непосредственно о самом грузе (наименование, класс);
  • о количестве поездок с соответствующим грузом;
  • об объемах перевозимого груза.

В первой части путевого листа ставится подпись бригадира, который удостоверяет техническую готовность трактора к работам, а также подпись тракториста, подтверждающая факт принятия трактора в работу.

На оборотной стороне документа отражаются сведения о выполнении задания трактористом. В частности, фиксируются данные:

  • о том, с какого места и на какой объект был перевезен груз;
  • о грузе (наименование, класс);
  • времени отправления трактора с места погрузки, времени прибытия тракториста в место доставки груза;
  • бригаде заказчика;
  • общем количестве часов, которые отработал тракторист;
  • количестве тонно-километров;
  • начисленной компенсации за работу тракториста, количестве выполненных им нормо-смен в корреляции с условными эталонными гектарами;
  • количестве израсходованного горючего — в соответствии с нормой, а также фактически.
  • длительности пробега — с грузом и без него.

С января 2021 года в путевом листе обязательно должны быть включены новые реквизиты из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Какие нюансы из приказа № 368 нужно учесть при оформлении документа, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Когда используется в качестве путевого листа трактора форма 412-АПК?

Бланк 412-АПК для составления путевого листа трактора был введен в действие приказом Минсельхоза РФ от 16.05.2003 № 750. Но с 20.08.2020 года документ отменен приказом Минсельхоза от 14.08.2020 №480.

Новый бланк Министерство не предложило. Использовать бланк 412-АПК не запрещено. Но он должен соответствовать требованиям из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368 и закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Путевой лист трактора состоит из 2 частей, располагаемых, на лицевой и оборотной сторонах. В первой части бланка фиксируются сведения:

  • о том, кто будет распоряжаться трактором;
  • о том, откуда необходимо взять перевозимый груз и куда доставить;
  • о расстоянии между местом отправки и доставки соответствующего груза;
  • непосредственно о самом грузе (наименование, класс);
  • о количестве поездок с соответствующим грузом;
  • об объемах перевозимого груза.
Читайте также:  Всё о Федеральной антимонопольной службе

В первой части путевого листа ставится подпись бригадира, который удостоверяет техническую готовность трактора к работам, а также подпись тракториста, подтверждающая факт принятия трактора в работу.

На оборотной стороне документа отражаются сведения о выполнении задания трактористом. В частности, фиксируются данные:

  • о том, с какого места и на какой объект был перевезен груз;
  • о грузе (наименование, класс);
  • времени отправления трактора с места погрузки, времени прибытия тракториста в место доставки груза;
  • бригаде заказчика;
  • общем количестве часов, которые отработал тракторист;
  • количестве тонно-километров;
  • начисленной компенсации за работу тракториста, количестве выполненных им нормо-смен в корреляции с условными эталонными гектарами;
  • количестве израсходованного горючего — в соответствии с нормой, а также фактически.
  • длительности пробега — с грузом и без него.

С января 2021 года в путевом листе обязательно должны быть включены новые реквизиты из приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Какие нюансы из приказа № 368 нужно учесть при оформлении документа, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Формировать путевые листы для тракторов сельхозпредприятиям нужно ежедневно. По окончании смены они должны сдаваться трактористами бригадирам либо ответственным за учет документов сотрудникам. Сведения из путевых листов следует впоследствии отражать в накопительной ведомости, в которой ведется учет затрат сельхозпредприятия.

Нужно ли использовать путевой лист трактора?

Минфином РФ разрешено подтверждать затраты на ГСМ не только при оформлении путевых листов, но также и сведениями, получаемыми с использованием системы слежения за транспортным средством. Об этом указано в Письме Минфина РФ от 16.06.2011 г. № 03-03-06/1/354. Если необходимо подтвердить расходы ГСМ с применением системы слежения, следует использовать сформированный ею отчетный документ, который в обязательном порядке должен быть доработан. В него нужно включить обязательные реквизиты, перечень которых содержится в Федеральном законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

Важно! Использовать сведения системы ГЛОНАСС можно только в том случае, если компания транспортирует груз для собственных нужд.

Соответственно, если организация является автотранспортной, то есть специализируется на осуществлении данного мероприятия для других хозяйствующих субъектов, то она обязана оформлять путевые листы. Об этом указано в Федеральном законе от 08.11.2007 г. №259-ФЗ. Другие организации (не транспортные) могут подтверждать расход ГСМ не путевыми листами, а иными документами, и этот момент также подтверждается судьями (Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 г. по делу № А40-19421/ 13-99-60, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 г. № 09АП-12355/ 2012-АК).

Выдано по заправочному листу №. Указывается количество горючего, выданного организацией, если у неё есть свои запасы. Могут также указываться данные о количестве заправленного топлива на АЗС. Например, 38л. Если горючее выдается по заправочному листу – нужно указать его номер.

Остаток при выезде. Количество горючего, которое было в баке при выезде авто на линию, например, 8.

Остаток при возвращении. Количество горючего, которое было в баке по возвращении, например, 11.

Расход по норме. Нужно брать цифры из Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение Минтранса от 14 марта 2008 года №АМ-23-р). Мы для примера взяли Ford Focus 1.6. Согласно Методическим рекомендациям на 100 км он расходует 16,6 л бензина.

Расход фактический. Пишем, сколько было израсходовано на самом деле. Допустим, израсходовали чуть больше — 17 л.

Экономия. Это поле заполняется, если расход топлива по факту меньше, чем по норме. В нашем случае реальный расход больше, чем по норме, поэтому не заполняем это поле.

Перерасход. По аналогии с экономией: заполняем, если фактический расход больше, чем по норме. В нашем примере авто «съело» 0,4 л больше, чем полагалось по норме.

Автомобиль принял. Показания одометра при возвращении в гараж. Показание одометра при возвращении в гараж, км. В нашем примере показание одометра будет 20 344.

Механик. Подпись расшифровка подписи. Тут всё понятно.

Нужно ли использовать путевой лист трактора?

Минфином РФ разрешено подтверждать затраты на ГСМ не только при оформлении путевых листов, но также и сведениями, получаемыми с использованием системы слежения за транспортным средством. Об этом указано в Письме Минфина РФ от 16.06.2011 г. № 03-03-06/1/354. Если необходимо подтвердить расходы ГСМ с применением системы слежения, следует использовать сформированный ею отчетный документ, который в обязательном порядке должен быть доработан. В него нужно включить обязательные реквизиты, перечень которых содержится в Федеральном законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

Важно! Использовать сведения системы ГЛОНАСС можно только в том случае, если компания транспортирует груз для собственных нужд.

Соответственно, если организация является автотранспортной, то есть специализируется на осуществлении данного мероприятия для других хозяйствующих субъектов, то она обязана оформлять путевые листы. Об этом указано в Федеральном законе от 08.11.2007 г. №259-ФЗ. Другие организации (не транспортные) могут подтверждать расход ГСМ не путевыми листами, а иными документами, и этот момент также подтверждается судьями (Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 г. по делу № А40-19421/ 13-99-60, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 г. № 09АП-12355/ 2012-АК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *