Периодичность проведения оценки профессиональных рисков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодичность проведения оценки профессиональных рисков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.

Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Оценка рисков должна проводиться в четыре этапа: подготовка, выявление опасностей, собственно оценка и управление профессиональными рисками. Каждый из них важно полностью пройти, потому что он будет являться базой для следующего.

В первый этап, как следует из его названия, входит в основном подготовка процедурных документов. Необходимо сделать следующее.

  1. Выпустить приказ о проведении оценки профессиональных рисков в организации. В нем фиксируются ответственные лица, сроки проведения, формируется комиссия по ОПР.
  2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков.
  3. Сформировать и утвердить график выявления опасностей на рабочих местах (не обязательно, но рекомендуется).
  4. Проинформировать работников о предстоящей оценке рисков.
  5. Подготовить опросные и контрольные листы и анкеты для сбора предварительной информации о возможных рисках.

Во время второго этапа работодатель выявляет опасности на рабочих местах (РМ). Необходимо:

  1. Идентифицировать все опасности, которые могут произойти в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также их источники. На этом этапе важно учитывать обратную связь от работников, активно вовлекать их в процесс идентификации опасностей.
  2. Сформировать и утвердить реестр всех выявленных опасностей.

Необходимо составить единый перечень идентифицированных опасностей, причем располагаться они должны начиная от более приоритетных к менее. Приоритетными считаются опасности с наибольшей вероятностью происшествия и самыми тяжелыми последствиями для здоровья сотрудников.

Реестр опасностей составляется в свободной форме. Целесообразно указать в нем наименование опасности, число работников или РМ, которые ей подвержены, уровень риска и интегральную оценку уровня риска.

Образец наименований опасностей есть в п. 27 Приказа Минтруда № 776н. Их удобно брать оттуда и в таком виде сразу вставлять в реестр. Не стоит делать реестр громоздким и многословным, чтобы впоследствии по нему было проще составлять план мероприятий по снижению уровней рисков.

Почему обращаются в Центр экспертизы условий труда «СОТАРМ»?

  • Выполняем работы под ключ.
  • Минимально вовлекаем заказчика в процесс.
  • Даем гарантию на результат своей работы.
  • Предоставляем необходимые документы по организации работ по оценке профрисков:
    • Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.
    • Приказ о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков.
    • График идентификации опасностей и оценки рисков в организации.
    • Анкеты для выявления опасностей.
    • Перечень опасностей.
    • Перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями.
    • Карты идентификации опасностей и оценки рисков.
    • Карты оценки рисков.

Преимущества проведения оценки проф. рисков в ООО «Диагностика»

Законодательство разрешает работодателю проводить оценку профессиональных рисков самостоятельно.

При этом государственные надзорные органы обладают полномочием штрафовать работодателя за малейшее неадекватное или недостаточное (с их точки зрения) проведение этой процедуры, за неполное оформление документации по оценке рисков и т.п.

Поэтому и руководители крупных промышленных предприятий, и владельцы небольших частных коммерческих структур (ИП) предпочитают проводить оценку профессиональных рисков силами специализированных организаций.

Наш Центр сертификации ООО «Диагностика» аккредитован как на проведение Специальной оценки условий труда (СОУТ), так и на экспертную оценку профессиональных рисков.

Компания ООО «Диагностика» — это:

  • Собственный аккредитованный лабораторный испытательный Центр
  • Широкий штат аттестованных специалистов во всех областях охраны труда, владеющих современными технологиями оценки и менеджмента профессиональных рисков в соответствии с принятыми в РФ стандартами ГОСТ Р, ИСО/МЭК

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Читайте также:  Единое пособие для семей с детьми 2023: что разъяснить работникам

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Этапы проведения Оценки профессиональных рисков

1) Создание комиссии.

«В комиссию лучше включать руководителей, имеющих непосредственное отношение к производственным процесса (главный инженер, главный технолог, руководители подразделений). Конечно же в комиссии будет Специалист по охране труда, промышленной безопасности. В составе комиссии должно быть не менее 3 участников.»

2) Разработка Положения об управлении и оценке рисков (пункты 33 и 36, Приказа Минтруда №438н).

«В Положении должна быть прописана вся процедура проведения оценки и управления рисками.»

3) Идентификация опасностей (пункты 34-35, Приказа Минтруда №438н).

Для определения можно использовать опросники или чек-листы. На этом этапе нам нужно привлечь руководителей подразделений и самих работников, так как специалист по ОТ не может в полной мере знать обо всех рисках на рабочих местах. В свою очередь Специалист по ОТ может использовать информацию по СОУТ, а также по причинам и обстоятельствам, которые ранее приводили к несчастным случаям, микроповреждениям.

4) Расчет уровня рисков по выявленным опасностям (пункты 37, Приказа Минтруда № 438н). В зависимости от выбранной методики оценки рисков, производим расчет уровня рисков. Перед расчетом нужно определить шкалы оценки, они могут быть различными: шкала вероятности, шкала тяжести, шкала оценки значимости.

5) Оформление карт идентификации опасностей и оценки рисков. Для того, чтобы задокументировать расчет уровней рисков необходимо заполнить Карту рисков. В карте будет указан окончательно выявленный уровень риска по конкретной должности/рабочему месту/подразделению. Карта рисков в дальнейшем и будет подтверждением того, что вы провели оценку профрисков.

Важно! Обязательно будет необходимо ознакомить работников с существующими профрисками и их уровнями, это требование новой статьи ТК РФ 216.2.

6) Управление рисками (пункты 36, Приказа Минтруда № 438н).

Недостаточно просто оценить риски необходимо их корректировать и управлять, для этого составляют план мероприятий.

Что нужно отразить в Плане мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков?

  • Выявленную опасность;
  • Мероприятие по уменьшению уровня риска (например, применение дополнительных средств индивидуальной/коллективной защиты, улучшение условий работы и тд.)
  • Сроки выполнения мероприятий
  • Ответственные лица
Читайте также:  Всё об алиментах в 2023 году: виды, размер, взыскание

7) Ознакомление работников с рисками. Ознакомить работников нужно с разработанным Положением об управлении и оценке рисков и Картами идентификации опасностей и оценки рисков – это необходимо сделать для всех работников в организации, а также ознакомлять всех вновь поступающих на работу).

Важно! Информация об оценке профессиональных рисков должна присутствовать во всех программах обучения по охране труда (инструктажи, обучение по охране труда и при проверке знаний).

8) Повторная переоценка рисков (пункты 38(д) Приказа Минтруда № 438н).

Срок переоценки рисков работодатель устанавливает самостоятельно, поэтому они должны быть прописаны в Положении.

  • Для умеренного (приемлемого) риска переоценка раз в 3 года.
  • Для высокого риска переоценка раз в год.

Какие нормативные документы использовать

Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

  • Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

    Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.

    В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

    Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

  • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

    Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

Общий алгоритм для оценки профессиональных рисков

В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.

С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.

Обязанности специалистов по охране труда

С вводом новых правил специалистам, отвечающих за охрану труда в организации, в кратчайшие сроки предстоит:

  • провести сравнительный анализ новых правил по охране труда и понять какие из них относятся в деятельности вашей организации;
  • внести правки в документацию по охране труда предприятия с учетом новых правил;
  • провести оценку рисков при производстве работ на высоте, а также при работах в замкнутых пространствах. Относительно результатов провести обучение и организовать работы по нарядам-допускам;
  • организовать внеплановые инструктажи по охране труда для работников.

Что нужно знать про проектные риски

Риски проекта — это вероятное негативное событие в проектном управлении, наступление которого препятствует достижению проектной цели. Например, цели, которая имеет стоимостное или временное выражение.

Допустим, мы хотим разработать продукт за 500 000 ₽: просчитали расходы, утвердили смету, приступили к работе. Любое событие, которое приводит к дополнительным расходам, не предусмотренным бюджетом, можно считать риском.

Или наша задача — выпустить на рынок продукт быстрее конкурентов. Если мы укладываемся в сроки, то рискуем накосячить с качеством, выпустить сырое решение — теряем клиента. Если заморачиваемся над качеством, рискуем сорвать сроки — теряем клиента. Ну, вы поняли.

Короче: когда в работе команды получается обрисовать цель, пора подумать о факторах и событиях, которые могут помешать ее достигнуть. Они скорее всего будут связаны с неопределенностью, а вероятность их наступления зависит от степени неопределенности и ее причин.

Риски не возникают сами по себе. Обычно их создают неверные действия членов команды или внешние, внутренние факторы. Например, чрезмерная занятость руководителя не позволяет ему проконтролировать работу сметчиков → сметчики делают неверные замеры → в заказ-наряд вносят ненужные детали → компания-исполнитель теряет деньги.

Риски бывают известные и неизвестные:

  • Известные можно прогнозировать и контролировать, для них возможно планирование. Например, если мы заходим в насыщенную конкурентами нишу, то мы прогнозируемо рискуем остаться без достаточного спроса на свой продукт
  • Неизвестные риски не удается прогнозировать и тем более контролировать. Допустим, мы откладываем поставку импортного оборудования на 1 месяц. За этот месяц нефть просаживается в цене, стоимость доллара в России растет, стоимость импортного оборудования вырастает на треть. Мы не имели возможности предугадать рост курса — понесли убытки из-за неизвестных рисков

Рисками можно управлять. Грамотные управленцы идентифицирую проблемные факторы, анализируют их и принимают решения, которые минимизируют негатив и отрицательные последствия наступления рисковых событий.

Матричный метод оценки профессиональных рисков

Данный метод особенно рекомендован для использования на микро- и малых предприятиях, так как не требует значительных финансовых, временных или трудовых затрат. Также этот метод достаточно простой, не требует углубленного обучения специалистов и может применяться для оценки рисков любого уровня — от предприятия в целом до конкретного процесса или оборудования. Метод используется и на короткие, и на длительные временные промежутки.К недостатком этого метода можно отнести:

  • сложность определения однозначных критериев оценки, так как они должны быть выбраны до начала исследований и не зависеть от субъективных причин (например, от мнения специалиста);
  • результаты исследований зависят от детальности анализа: чем подробнее проводимый анализ источников опасностей, тем больше снижается вероятность возникновения рисков, а это может повлечь за собой недооценку фактического уровня.
Читайте также:  Социальные выплаты семьям с детьми на 2023 год

Методика матричного метода заключается в определении степени риска и ее оценки, через показатели вероятности возникновения опасных событий и тяжести их последствий. Для этого разрабатывается и используется специальная матрица, которая позволяет быстро распределить выявленные риски по уровням опасности.

В Рекомендациях Минтруда приводится пример пятишагового матричного метода, состоящий из следующих этапов (шагов):

  1. Сбор полной информации о состоянии охраны труда и условиях труда на предприятии в целом:
  • расположение рабочих мест;
  • особые требования к рабочим местам или процессам, установленные законом или внутренними нормативами;
  • наличие особых категорий работников (беременных женщин, работников с ограниченными возможностями, молодежи и т.д.);
  • применяемое оборудование, материалы, сырье;
  • результаты СОУТ;
  • опасности, выявленные ранее;
  • уже применяемые меры защиты;
  • зарегистрированные несчастные случаи и профессиональные заболевания.
  1. Составление перечня опасностей:
  • по отдельным видам выполняемых работ;
  • по рабочим местам;
  • по профессиям или структурным подразделениям.

На данном этапе нужно учитывать специфику предприятия, если она имеется.

  1. Оценка рисков по выявленным опасностям: следует оценить вероятность возникновения опасностей и степень (критерий) тяжести последствий, в случае, если такая опасность произойдет.

В результате составляется матрица оценки уровня рисков. По вертикали матрицы указывается вероятность возникновения опасностей (низкая, средняя, высокая), по горизонтали — уровень последствий (умеренный, средний или тяжелый вред). Пересечение этих показателей дает оценку уровня рисков — малый, умеренный, значительный риск и т.д.

Вероятность

Последствия

Умеренный вред

Средний вред

Тяжелый вред

Маловероятно

Малозначимый риск (1)

Малый риск (2)

Умеренный риск (3)

Вероятно

Малый риск (2)

Умеренный риск (3)

Значительный риск (4)

Высокая вероятность

Умеренный риск (3)

Значительный риск (4)

Недопустимый риск (5)

Метод оценки профессиональных рисков ИБТ

Данный метод разработан российской автономной некоммерческой организацией (АНО) «Институт безопасности труда», отсюда и название метода.

Метод ИБТ основан на концепции риска, содержащейся в ISO 31000-2019, что позволяет производить оценку рисков даже в том случае, если на предприятии не происходило опасных событий и позволяет разрабатывать обоснованные предупреждающие меры.

В методе ИБТ риски оцениваются через определение вероятности наступления редкого опасного события. Он позволяет учитывать особенности проявления вредных производственных факторов (ВПФ) и опасных производственных факторов (ОПФ), результативность принятых защитных мер, а также производить оценку таких факторов и мер на основании результатов СОУТ.

При оценке рисков, обусловленных ВПФ метод ИБТ учитывает рекомендации Руководства Р 2.2.1766-03. «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников». При этом уровень рисков от ВПФ существенно ниже, чем от ОПФ.

Данный метод является количественным и объективным, не зависит от мнения экспертов и специалистов ОТ, поэтому полностью исключает субъективность при оценке риска на конкретном рабочем месте или в отдельном подразделении.

Метод ИБТ использован в стандарте ГОСТ Р 12.0.011-2017 «Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта».

К плюсам данного метода относится следующее:

  • оцениваемый риск, вид и размер ущерба или вреда будут однозначно связаны с конкретной опасностью;
  • оценка вероятности наступления опасных событий ориентирована на будущее, а не на прошлое, как в иных методах;
  • имеется возможность объективно объединить риски от опасностей на отдельном рабочем месте и риски на рабочем месте в подразделении;
  • при оценке рисков учитываются существующие защитные меры;
  • вероятность наступления опасности определятся через результативность защитных мер;
  • при оценке риска на рабочих местах исключается субъективная оценка вероятности наступления и степени тяжести от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;
  • обеспечивается объективная сравнительная оценка различных рабочих мест и подразделений по уровню риска; результаты оценки рисков могут быть проверены и выявлены ошибки в такой оценке;
  • оценка результативности планируемых по данному методу защитных мер будет объективной и позволит снизить риски после применения дополнительных мер защиты.

Пакет необходимых документов

Кроме того, необходимо разработать пакет локальных нормативных актов, которые подвергаются проверке соответствующими органами исполнительной власти. Список необходимых документов:

  • Положение по оценке и управлению профессиональными рисками;
  • Перечень (реестр) опасностей;
  • Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы);
  • Приказ о создании комиссии по оценке профессионального рисков;
  • Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску — карты оценки профессиональных рисков;
  • Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков;
  • План мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков.

Выгоды от проведения оценки профессиональных рисков

Оценка уровней профессиональных рисков – это действительно сложный и трудоемкий процесс. Тем не менее, работодатель обязан провести оценку профессиональных рисков на своем предприятии. Логичнее всего такую работу поручить профессионалам. Это предостережет вас от больших затрат собственных ресурсов, а в итоге и защитит от получения документов, которые не будут соответствовать действительности. Как следствие – избежите получения предписания от контролирующих органов. Если она будет проведена качественно, то в выигрыше остается и работник, и работодатель.

Преимуществ у снижения профессиональных рисков множество:

  • Рациональное расходование средств на закупку СИЗ;
  • Своевременное проведение модернизации процессов и оборудования;
  • Снижение вероятности получения травм работниками и многое другое.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *