Основные этапы аудита кассовых операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные этапы аудита кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.

Аудит кассовых операций

Аналитика кассовых операций является первой частью проверки, с которой, как правило, начинает свою работу команда финансового контроля. Это обусловлено тем, что на участке работы с наличными самый высокий риск банальных краж и непреднамеренных ошибок персонала фирмы. Поэтому при подготовке проверочных мероприятий по данному блоку со стороны аудитора разрабатывается последовательная схема проверки, которая охватывает его ключевые участки:

  • Аналитика состояния кассовой дисциплины;
  • Анализ процессов списания ден. средств;
  • Проверка денежных документов кассы;
  • Анализ стандартов работы с денежными средствами;
  • Проверка кассового учета.

Краткий план аудита денежных средств

Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:

  • Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.
  • Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.
  • Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.
  • Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.
  • Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.
  • Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.
  • Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.
  • Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.

Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:

  • составлять кассовые ордера;
  • вести кассовую книгу.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Налоговые инспекторы вправе убедиться, что бизнес ведет учет в соответствии с законом и отражает сведения в полной мере. Для этого они устраивают проверки, причем часто без предупреждения. Лучший способ подготовиться к ним — соблюдать кассовую дисциплину регулярно.

Если налоговики найдут нарушения, бизнес накажут:

  • компании штрафуют на суммы 40-50 тысяч рублей;
  • предпринимателей — на 4-5 тысяч рублей.

Налоговики уполномочены затребовать у бизнеса любые кассовые документы. Предоставить их нужно за один рабочий день, иначе бизнес снова оштрафуют:

  • компании — на 5-10 тысяч рублей;
  • ИП — на 1,5-3 тысячи рублей.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также: 

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Ответственность за проведение

Любая компания несет определенную ответственность за осуществление контроля внутри компании. Аудитор же должен удостовериться в том, что данная система контроля работает исправно и без нарушений.Задачами руководителя компании будут являться:

  1. Оборудование кассы должным образом, а также обеспечение сохранности денежных средств как при хранении внутри компании, так и в случае транспортировки в банк.
  2. Обеспечить наличие кассовой книги (при этом должна быть только одна книга).
  3. Следить за тем, что бы в кассе хранились только денежные средства компании, а не личные ценности и деньги сотрудников.
  4. Осуществлять прием наличности только с применением ККТ.
Что проверяется при аудите кассовых операций Особенности проверки
Первичная документация Вся первичка должна быть заполнена должным образом и содержать необходимые подписи. Наличие исправлений в документах не допускается.
Правильность оприходования денежных средств С этой целью проводится сверка сумм из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какая-либо сумма будет пропущена, то это будет считаться грубым нарушением.
Соблюдение лимитов при расчетах наличными При проведении сделок купли-продажи запрещено принимать наличными денежные средства в суммах, превышающих установленный законодательством лимит. Если такая необходимость есть, то операция должна проводиться через банк.
Инкассация наличных Компании и предприниматели вправе сдавать денежные средства через инкассаторские службы. В этом случае денежные средства будут защищены. При оформлении каждой сумке должна составляться денежная ведомость.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций

Любая аудиторская проверка состоит из определенных этапов, следующих друг за другом:

Этапы проведения аудита кассовых операций Что в себя включает
1 этап: Планирование аудита Определяются стратегия проверки, составляется программа аудита, оцениваются объемы
2 этап: Сбор и анализ информации Вся подготовленная информация анализируется и выявляются проблемы. Определяются пути для решения выявленных проблем
3 этап: Заключение аудитора Составляется аудитором, проводившим проверку и содержит его мнение об итогах проверки

Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций

При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:

  • излишки денежных средств в кассе или их недостача;
  • несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
  • выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
  • выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
  • некорректное отображение кассовых операций.

Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:

  • перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
  • при смене лица, ответственного за финансы компании;
  • в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
  • при передаче имущества иному лицу во владение;
  • после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
  • при ликвидации или реорганизации компании.

Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:

  1. Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
  2. В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
  3. Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
  4. Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
  5. Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
  6. В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
  7. В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
  8. Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
  9. Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.

Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.

Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.

Читайте также:  Как ввести дом в эксплуатацию в 2023 ЛПХ

Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:

  1. Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
  2. Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
  3. Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».

В ходе проверки кассовых операций аудитор должен удостовериться в соблюдении законодательных и нормативных актов, которые представлены в таблице №1 (см. приложение).

2. Планирование аудиторской проверки кассовых операций

2.1 Составление общего плана проверки

На стадии планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию о финансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономических предпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также об особенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затем полученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельности клиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита.

С учетом проведенного анализа разрабатывается общий план аудита, который отражает стратегию аудита данной организации. Ответственный по планированию аудита определяет максимальную погрешность, которая не должна превышать общий уровень существенности.

Значимые области определяются на основании данных о возможных областях аудита, выявленных при предварительном планировании, и принятых значений уровня существенности и аудиторского риска. По каждой области аудита следует обосновать выбранный метод аудита: систематизированный, т.е. ориентированный на систему внутреннего контроля в каждой данной области, или существенный, т.е. сплошной или выборочный. Выводы о значимых областях аудита и применяемых методах используются при составлении плана аудиторской проверки.

Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в плане также необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущего аудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации, проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимость привлечения экспертов и консультантов.

Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации [7; стр. 43].

Наметив конкретные цели аудита можно начать процесс сбора фактической информации. Аудитор определяет, какие свидетельства следует в данном случае собирать. Аудит опирается на определенный набор методов по его организации, которые помогают аудитору собрать достаточное количество свидетельств. Процесс аудирования включает в себя четыре фазы. Они показаны в таб. №2.

План аудиторской проверки кассовых операций

План аудиторской проверки является руководством для непосредственного ее проведения.

При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются [1].

План аудита кассовых операций:

Планируемые виды работ

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

На основе плана аудита кассовых операций затем должна быть составлена программа аудита. План аудита позволяет определить характер, период времени и объем запланированных аудитором работ.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур [2].

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Как аудиторы будут проверять компании с 2022 года

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.

Каких-то особых изменений по применению онлайн-касс с 2022 года не введено. Однако реформа тянулась так долго, а условия обновлялись так часто, что разобраться в них до сих пор смогли не все. Поэтому напоминаем.

В первую очередь надо определить, какие операции в принципе подпадают под применение онлайн-кассы. В общем случае это расчёты:

  1. С физическими лицами – вне зависимости от формы оплаты. Касса применяется при расчётах наличными средствами, картой, электронными деньгами и при оплате с банковского счёта.
  2. С юридическими лицами и ИП – при расчётах наличными средствами и картой. Такие расчёты возможны в пределах установленного лимита – 100 000 рублей в рамках одного договора. Если сумма больше, необходимо перечислять деньги по безналу, и при этом применять кассовый аппарат не нужно.
Читайте также:  Как делятся алименты на детей от разных браков

Теперь о том, что считается расчётом в 2022 году. Раньше это был только приём денег за покупку. Но после реформы это понятие стало включать в себя приём или выдачу денежных средств наличными и в безналичном порядке. А именно, расчётом признаётся:

  1. Оплата товаров, работ, услуг. Подразумевается не только получение денег от покупателя, но и их возврат (если покупатель сдал ранее купленный товар, отказался от услуги).
  2. Приём ставок, в том числе интерактивных, выдача обменных знаков игорного заведения, а также выплата выигрыша.
  3. Приём денег за продажу лотерейных билетов и выплата выигрыша по ним.
  4. Предоплата и авансы, их зачёт и возврат.
  5. Предоставление и погашение кредитов / займов на оплату товаров, работы услуг.
  6. Операции ломбардов по кредитованию граждан и хранению их вещей.
  7. Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы и услуги.

Получается, при работе с физическими лицами кассу нужно применять всегда. Но есть исключения, и их немало.

Случаи, когда не нужно применять ККТ, можно разделить на несколько групп:

  1. Льготы для определённой деятельности, которые предоставляются всем налогоплательщикам.
  2. Освобождение от применения кассы в конкретных местностях из-за их особого географического положения.
  3. Послабления, связанные с некоторыми специальными налоговыми режимами.

Закон позволяет ИП из отдалённых и труднодоступных мест работать без ККТ. Но есть условия:

  1. Местность должна быть признана труднодоступной (отдалённой) и включена в специальный перечень, который на своём сайте публикует орган региональной власти.
  2. Покупателю по его требованию нужно выдать заменяющей чек документ. Он должен содержать ряд реквизитов – каких именно, читайте в конце статьи (в разделе для ИП на ПСН).

Кроме того, есть местности, признанные отдалёнными от сетей связи, – их перечень также утверждается региональной властью. Не стоит путать два этих списка. Во втором случае ИП, ведущие там деятельность, обязаны ставить кассовую технику. Однако применять её они могут в автономном режиме, то есть без подключения к интернету. После окончания срока действия фискального накопителя (это сменный модуль ККТ) налоговая инспекция может запросить его данные.

Наиболее значимые преференции в части применения касс предусмотрены для ИП на патентной системе. Во-первых, они могут работать без кассы при ведении деятельности, список которой выше, ведь он действует для всех. Во-вторых, есть освобождённые от касс виды деятельности именно для ПСН. Полный их список приведён в пункте 2.1 статьи 2 закона 54-ФЗ. Ниже мы перечислим многие из этих эти направлений, исключая малопопулярные, а также те, которые попали в первый перечень.

Итак, вот список деятельность без ККТ для ИП на ПСН:

  • ремонт, пошив (вязание) одежды, головных уборов, обуви;
  • стирка, химчистка;
  • услуги фотографа;
  • монтажные, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы;
  • остекление балконов и лоджий;
  • услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования;
  • сдача в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков;
  • уборка квартир;
  • прокат вещей;
  • проведение экскурсий;
  • звукозапись;
  • организация обрядов – свадеб, юбилеев, похорон;
  • приготовление блюд для торжеств;
  • производство хлеба и кондитерских изделий;
  • услуги в области сбора и переработки вторсырья;
  • обработка камня для памятников;
  • услуги по дизайну, в том числе ландшафтному;
  • разработка компьютерных программ, приложений, вебсайтов;
  • услуги переводчиков;
  • уход за домашними животными;
  • услуги в области сельского хозяйства – изготовление инвентаря, производство муки, животноводство, растениеводство, переработка овощей и фруктов.
  • гравировка;
  • ремонт мебели, спортивного оборудования, очков, ювелирных изделий, игрушек;
  • услуги платных туалетов;
  • детективные услуги (если есть лицензия).

Таким образом, определяясь, кому нужна ККТ на ПСН, нужно свериться с обоими списками. Если деятельность попадает хотя бы в один из них, вопрос по кассам можно закрывать.

В остальных случаях кассовый аппарат необходим. В частности, это касается торговли в магазинах, ветеринарных услуг, парикмахерских и салонов, заведений общепита, автомастерских, моек и прочих популярных направлений патентной деятельности.

При освобождении по кассам есть условие: ИП должен выдавать либо направлять своим покупателям взамен чека документ, который подтвердит факт расчёта. В нём должны быть следующие реквизиты:

  • наименование и номер;
  • дата, время и адрес расчёта;
  • фамилия, имя, отчество ИП, его ИНН;
  • налоговая система – ПСН;
  • признак расчёта (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);
  • название товара (услуги) / платежа / выплаты;
  • количество товара;
  • цена за единицу;
  • общая стоимость;
  • сумма расчёта;
  • форма оплаты (наличными / в безналичном порядке) с указанием суммы;
  • должность и фамилия того, кто провёл расчёт.

Список использованной литературы

1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.

2. Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.

3. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр «Маргетинг», 1994 – 78с.

4. Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф. Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ. : Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру и аудитору»).

5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия «Высшее образование»).

6. А.В. Газарян, руководитель департамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудита годовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.

7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

Список использованной литературы

1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.

2. Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.

3. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр «Маргетинг», 1994 – 78с.

4. Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф. Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ. : Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру и аудитору»).

5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия «Высшее образование»).

6. А.В. Газарян, руководитель департамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудита годовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.

7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *